Личность Шрилы Говинды Махараджа

Личность Шрилы Говинды Махараджа

Личность Шрилы Говинды Махараджа

Когда 27 марта 2010 года до меня дошло известие об уходе Шрилы Бхакти Сундара Говинды Дев-Госвами Махараджа, я, в составе небольшой съемочной группы, был в Гималаях. Очень хорошо помню все в то утро. Мы уже спустились с гор и находились в Ришикеше. Оставался один запланированный день съемок, а затем — Дели, откуда кому — в Бангкок, кому — в Калькутту, кому — в Москву. На рассвете я пробудился от прикосновения руки Сатьи Сундара Прабху, который и сообщил мне об уходе Шрилы Гурудева. Авадхут Махарадж попросил нас приехать в Навадвип Дхам, и мы, конечно же, изменили свои первоначальные планы. Мы оторопело провели утро, решая вопросы с билетами, затем очень быстро собрались, не вполне осознающие произошедшего. Почти не разговаривая, ехали в Дели на такси, оттуда — самолетом до Калькутты, а затем опять же на такси — до Навадвипа. В тот же день ночью мы были на месте, опоздав на десять часов на церемонию погребения.

Я тогда не понимал, кто такой Шрила Гурудев, не понимаю и сейчас. Конечно, я знаю что-то со слов вайшнавов. Могу припомнить несколько шлок из писаний, описывающих положение Гуру, но является ли это обретением моего сердца, моим внутренним опытом?

Часто можно услышать, что Шрила Говинда Махарадж в своей жизни здесь открылся лишь немногим. Мало кто постиг безграничность его личности, единицам открылась его духовная природа.

Конечно, многое о личности Шрилы Гурудева, его жизни, его уникальном настроении преданности и его духовных качествах мы косвенно можем узнать из его наставлений, поэзии и книг, из его записанных молитв и лекций. Кто-то имел опыт непосредственного общения с учителем. Его близкие ученики и последователи могут помочь нам понять его характер, значение его проповеднической миссии, могут поведать нам о его вкладе в духовную сокровищницу гаудия-вайшнавизма, о его преданности Шриле Шридхару Махараджу, любви к Богу и сострадании ко всем страждущим.

В этом отношении нельзя обойти вниманием удивительно глубокое откровение Шрилы Госвами Махараджа, который сравнивает Шрилу Говинду Махараджа со Шрилой Рагхунатхом Дасом Госвами, а его настроение преданности определяет как настроение Лалиты Сакхи. Однако кто знает Шрилу Гурудева лучше, чем его учитель, которому он служил лично на протяжении сорока лет?

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж, духовный наставник Шрилы Говинды Махараджа, составил пранама-мантру для своего любимого ученика и преемника. Это беспрецедентный случай, когда учитель подобным образом прославляет своего слугу (обычно пранама-мантра составляется учеником для учителя).

В этой молитве —

гурвабхишта-супуракам гуру-ганаир ашиша-самбхушитам
чинтйачинтйа-самаста-веда-нипунам шри-рупа-пантханугам
говиндабхидхам уджвалам вара-танум бхактй анвитам сундарам
ванде вишва-гурун ча дивйа-бхагават-премно хи биджа-прадам

— говорится столь многое, что важно знать и помнить всем нам, его ученикам и последователям.

Шрила Шридхар Махарадж объявляет, что тот, кто известен под именем Шри Бхакти Сундар Говинда — истинный духовный учитель, низошедший из высшего мира, чей сияющий облик излучает преданность Господу (говиндабхидхам уджвалам вара-танум бхактй анвитам сундарам ванде вишва-гурун ча). Он — выдающийся последователь божественного учения Шри Рупы (шри-рупа-пантханугам), украшенный благословениями всей гуру-варги (гуру-ганаир ашиша-самбхушитам). Этими словами Шрила Шридхар Махарадж отводит своему ученику место в линии ученической преемственности, в которой духовное знание передается от учителя к ученику, и которая восходит к Шриле Рупе Госвами и Самому Господу, Шри Кришне Чайтанье Махапрабху, и говорит о его духовной удаче. Кроме того, косвенным образом он тем самым признает Шрилу Говинду Махараджа как своего преемника.

Словами «он знаток как постижимых, так и непостижимых истин Вед» (чинтйачинтйа-самаста-веда-нипунам) Шрила Шридхар Махарадж закрепляет за Шрилой Гурудевом положение духовного эксперта. Затем он делает поразительное признание: он, Шрила Говинда Махарадж, «исполняет самые сокровенные желания своего Гуру» (гурвабхишта-супуракам). Кто же лучше самого учителя знает, исполняет его сокровенные желания ученик или нет?

И последнее, что, вне всяких сомнений, касается напрямую всех учеников Шрилы Говинды Махараджа и вообще всех последователей Шри Чайтанья Сарасват Матха и вселяет великую надежду в сердце: «он способен даровать семя божественной любви» (дивйа-бхагават-премно хи биджа-прадам). Не за этим ли мы пришли к стопам учителя? Однако что нужно совершить ученику или последователю Шрилы Говинды Махараджа, чтобы обрести любовь к Богу? Какими качествами нужно обладать?

Шрила Гурудев явил нам удивительный пример того, как обретается любовь к Господу и служение Ему, самой своей святой жизнью. Он лично, не на словах, беззаветно служил своему учителю, Шриле Шридхару Махараджу, обрел все его благословения и милость, широко, не жалея сил, проповедовал его учение и воплотил в своей жизни его идеалы. Шрила Говинда Махарадж говорил: «Духовное богатство заключается в следующем: непрестанно пытайся служить Богу», и подтверждал свои слова делами. Еще он провозглашал то, что «истинная цель нашего существования заключается в преданности», оставаясь всем сердцем преданным своему духовному наставнику.

Если мы хотим обрести божественную любовь, мы должны обращаться к учителю, питая желание очистить свое сердце, молиться и служить ему, стать смиренными и терпеливо сносить трудности на нашем неровном пути, искренне жаждать обретения столь редкого и ценного дара. И тогда Господь явит Себя нам в личности нашего духовного учителя, который не оставил нас, который всегда с нами, который поддерживает нас в нашей духовной жизни.

Традиш дас
декабрь 2010 года, Москва

Возврат к списку

Наши проекты