Безграничная и безусловная милость Нитьянанды Прабху

Безграничная и безусловная милость Нитьянанды Прабху




Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

(Фестиваль дня явления Господа Нитьянанды Прабху.
15 февраля 2003 года. Навадвипа Дхама, Индия)

https://harekrishna.ru/2022/02/bezgranichnaya-i-bezuslovnaya-milost-nityanandy-prabhu-govinda-mj-15-02-2003#main

 

Джая Oм Вишнупад Парамахамса Паривраджакачарья-варья Aштоттара Шри Шримад Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Mахарадж ки джая!

Джая Бхагаван Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Tхакур ки джая!

Джая Нитьянанда Прабху ки джая!

Твадия авирбхав титхи парама-махотсав ки джая!

Хадай Пандит ки джая!

Падмавати Деви ки джая!

Aнанта-коти вайшнава-вринда ки джая!

Сапаршада Шриман Mахапрабху ки джая!

Рупануга гуру-варга ки джая!

Харинам-санкиртана ки джая!

Шри Чайтанья Сарасват Mатх ки джая!

Шри Чайтанья Сарасвата Kришнанушилана Сангха ки джая!

Харидас Tхакур ки джая!

Самавета вайшнава-мандала ки джая!

Гаура премананде Харибол!

Сегодня мы празднуем великий день — день явления Шри Нитьянанды Прабху. Он очень милостив, даже более милостив, чем сам Махапрабху. Он принимает даже тех, кого Махапрабху отвергает. Так было с Калой Кришной Дасом: Махапрабху прогнал его и исключил из cампрадаи. Однако Нитьянанда Прабху проявил больше милосердия: Он вернул Калу Кришну Даса и дал ему служение. Он принял его как подношение, как прасад, закрыв глаза на все его несовершенства. Милость Нитьянанды Прабху не знает границ. Кто способен описать ее?

Гуру Махарадж всегда говорил нам, что он полностью зависим от милости Нитьянанды Прабху. Я помню, как однажды, когда слуга хотел принести ему четки, джапа-малу, Гуру Махарадж отказался: «Отныне моя единственная надежда — Нитьянанда Прабху! Доял Нитай! Доял Нитай!» Таким было его настроение.

Нитьянанда был очень милостив к Джагаю и Мадхаю, к исламскому правителю Кази и ко многим другим падшим душам. По милости Нитьянанды Прабху все они обрели према-бхакти.

Нитьянанда Прабху более милостив, чем Махапрабху. Шри Вриндаван Дас Тхакур и Шри Кришнадас Кавирадж Госвами открывают нам, что Он явился в Радхадеше, в округе Бибхрум. Он был единственным сыном Хадая Пандита и Падмавати Деви. Нитьянанда Прабху благословил Радхадеш, явившись в нем, и по Его милости эта земля обрела кришна-бхакти. Нитьянанда Прабху явил Свои лилы в Экачакра-дхаме. Селение Экачакра позже сменило название на Вирачандрапур — город Вирачандры Прабху. Ведь Вирачандра Прабху пролил даже больше милости, чем сам Нитьянанда Прабху.

Лилы Господа

Нитьянанда был признанным вожаком во всех детских играх в Своей деревне. Играли они в кришна-лилу. Кришна проводил Свои детские забавы во Враджа-дхаме. А Нитьянанда Прабху подражал Его лилам, когда также был ребенком. Такова природа Нитьянанды-Баларамы.

Нитьянанде Прабху было всего двенадцать лет, когда в дом Его отца пришел странствующий санньяси. Как только он увидел Нитьянанду, то сразу же понял, что перед ним необычный мальчик. Он попросил отца Нитьянанды, Хадая Пандита: «Я паломник и постоянно странствую по святым местам. Мне нужен помощник. Прошу тебя: отпусти со мной этого мальчика». Эти слова поразили Хадая Пандита в самое сердце. Он зашатался и упал, как человек, пораженный молнией. Однако он не мог отказать гостю, ему пришлось смириться с неизбежным, и, разбитый горем, он снарядил сына в паломничество…

Некоторые считают, что тем санньяси был Мадхавендра Пури, другие же говорят, что это был кто-то другой. Но точно известно, что позже Нитьянанда Прабху встретил Мадхавендру Пури в одном из святых мест. Так или иначе, Мадхавендра Пури и Нитьянанда очень хорошо поняли друг друга, и Мадхавендра Пури по божественной воле сделал Нитьянанду Прабху своим учеником.

Так Нитьянанда Прабху оставил Свой дом, когда Ему было всего двенадцать лет, и Его дальнейшие деяния были удивительны. Куда бы Он ни пошел, Он везде распространял кришна-прему, но Его сокровенная природа была тайной даже для Него самого. Пока Он не присоединился к лилам Махапрабху, Нитьянанда очень мало знал о Своей истинной природе. Нитьянанда Прабху был на год старше Махапрабху. Он отправился во Вриндаван и там повсюду спрашивал: «Где Кришна? Где Кришна?» Тогда Кришна предстал перед Ним в человеческом облике и сказал: «Я явился в Навадвипе». После этого Нитьянанда Прабху пришел в Навадвипу. В то время Махапрабху вернулся из Гая-дхамы и являл кришна-прему собравшимся преданным. Когда преданные поняли, кто Махапрабху на самом деле, они были очень счастливы. Сам Господь явился, чтобы даровать Свою милость через харинам-санкиртану — совместное прославление Святого Имени.

Махапрабху начал проводить встречи санкиртаны. После Его возвращения из Гая-дхамы санкиртана проводилась каждый вечер в доме Шриваса Пандита. Так Махапрабху проводил Свое время, ожидая Нитьянанду. Никто не догадывался, почему Махапрабху не начинал широкого движения. Только когда пришел Нитьянанда, все поняли, что причина этому была именно в Нем. Адвайта Прабху во всеуслышание объявил Махапрабху Бхагаваном — самим Всевышним. Шривас Пандит, Гададхар Пандит и все остальные преданные признали, что Махапрабху — сам Господь, и Он явил им Свой истинный облик. Но до встречи с Нитьянандой Махапрабху не проявлял настроения широкой проповеди кришна-премы. Он ждал Нитьянанду. Так говорят писания.

Где Кришна?

Нитьянанда Прабху шел, повсюду спрашивая: «Где Кришна? Где Кришна?» Когда же Он узнал, что Махапрабху живет в доме Джаганнатхи Мишры и что Он тоже ищет Его, то, не теряя времени, отправился в Навадвипу, в Нандана Ачарья Бхаван — дом Нанданы Ачарьи, великого ученика Махапрабху. Так Нитьянанда Прабху тайно поселился в его доме.

В то утро Махапрабху сказал преданным: «Прошлой ночью Я видел во сне колесницу Халадхары-Баладевы. В ней восседал маха-пуруша, великая душа. Он искал дом Нимая Пандита. Та колесница остановилась перед Моим домом, и Я увидел Того, кто в ней находился. Я думаю, что сам Баладева принял этот облик и пришел в Навадвипу. Идите и разыщите Его!»

Преданные искали повсюду, но так и не смогли найти место, где скрывался Нитьянанда Прабху. Они вернулись, думая, что это был всего лишь сон Махапрабху. Но Махапрабху сказал: «Сон был вещим. Я пойду сам». Махапрабху вошел в Нандана Ачарья Бхаван и сразу увидел Нитьянанду Прабху. Он засиял от радости. Его сердце было преисполнено кришна-премы. Нитьянанда Прабху при виде Махапрабху утратил дар речи от блаженства и упоения. Махапрабху подошел к Нитьянанде, обнял Его, и оба Они упали без чувств. Они явили Свои божественные облики, и преданные поняли, что Нитьянанда Прабху не был обыкновенным санньяси или брахмачари. Они не знали Нитьянанду, но, очарованные выражениями лиц Нитьянанды и Махапрабху, сразу поняли, что оба Они явились из божественной реальности.

Во многих писаниях сказано, что Махапрабху неотличен от Кришны (абхинна-сварупа). Таково же положение Нитьянанды Прабху. Нитьянанда Прабху был последним, кого недоставало в ближайшем окружении Махапрабху. Все Его спутники теперь были с Ним. К ним присоединился и Харидас Тхакур. Так в окружении Махапрабху появились сразу две великие личности: Харидас Тхакур и Нитьянанда Прабху. Теперь Махапрабху мог широко проповедовать Свое учение.

харер на̄ма харер на̄ма харер на̄маива кевалам
калау на̄стй эва на̄стй эва на̄стй эва гатир анйатха̄ [1]

Махапрабху сказал Нитьянанде Прабху и Харидасу: «Идите от двери к двери и говорите всем: бала кр̣ш̣н̣а, бхаджа кр̣ш̣н̣а, кара кр̣ш̣н̣а-ш́икш̣а̄ [2]. Нет ничего более важного. Если человек примет это с чистым сердцем, Я стану его рабом, а всякий, кто будет против, будет иметь дело со Мной». Харидас Тхакур и Нитьянанда Прабху приняли указания Махапрабху всем сердцем. Сначала они проповедовали благочестивым людям, и у них не было особых проблем, но однажды на дороге они встретили Джагая и Мадхая. Эти два брата, известные всему городу правительственные чиновники, стоили друг друга. Они ели мясо, пили вино и совершали множество других грехов. В тот день они пили вино посреди дороги, у всех на виду.

Нитьянанда и Харидас подумали: «Это самый лучший шанс явить милость Махапрабху». Нитьянанда Прабху сказал Харидасу:

— Я пойду к ним.

Харидас, который был уже немолод, ответил:

— Если они нападут на Тебя, Ты сможешь убежать, а я — нет. Это опасно, не стоит туда идти.

На самом деле он проверял решимость Нитьянанды, и Нитьянанда Прабху проявил ее. Он возразил:

— Мы должны одарить их милостью Махапрабху.

Он подошел к Джагаю и Мадхаю и воскликнул:

— Воспевайте «Харе Кришна!» Примите Имя Кришны! Бала кр̣ш̣н̣а, бхаджа кр̣ш̣н̣а, кара кр̣ш̣н̣а-ш́икш̣а̄.

Джагай и Мадхай заревели:

— Ты, санньяси, вздумал учить нас? Уходи отсюда, бестолковый человек, или мы убьем Тебя!

Нитьянанда подошел снова. Тогда они бросились на Нитьянанду и Харидаса. В тот день им удалось убежать, и Махапрабху улыбался, когда слушал рассказ об этом случае.

Решимость Нитьянанды Прабху

На следующий день Нитьянанда решил: «Я должен наделить их кришна-премой во что бы то ни стало». В тот день Он снова встретил Джагая и Мадхая, и они снова пили вино. Нитьянанда Прабху обратился к ним:

— Братья! Делайте, что хотите, но, прошу вас, пойте «Харе Кришна!» Такова воля Махапрабху, Моего повелителя!

— Ах, вот как! Воля Махапрабху? Вчера Тебе удалось уйти, но Ты пришел опять, и теперь держись!

Рядом стоял кувшин с вином. Они метнули этот кувшин в голову Нитьянанды Прабху. Кувшин разбился и поранил Его, из раны заструилась кровь. Но Нитьянанда Прабху не обратил на это никакого внимания. Он воскликнул: «Махапрабху дарует Мне Свою милость!», и снова обратился к двум братьям:

— Вы можете бить меня сколько вам угодно, но вы должны воспевать Харе Кришна мантру! По милости Махапрабху вы освободитесь ото всех грехов.

Мадхай закричал:

— Ему еще недостаточно!

Он снова схватил глиняный кувшин и хотел опять бросить его в Нитьянанду Прабху. Однако Джагай удержал его руку и сказал:

— Подожди, брат! Это санньяси. Почему ты так ведешь себя с Ним? Это неправильно. Оставь Его в покое!

Так Джагай совершил добрый поступок, остановив Мадхая. В это время их увидели люди, проходившие мимо. Они рассказали Махапрабху, что Нитьянанду Прабху ударили, но Он не отступил и исполнен решимости даровать двум грешникам харинам и кришна-прему. Махапрабху отправился туда с большой группой преданных. Он увидел кровь на лице Нитьянанды Прабху и пришел в ярость. Забыв о Своей сострадательной природе, Он призвал сударшана-чакру, чтобы снести Джагаю и Мадхаю головы. Тогда Нитьянанда Прабху упал к лотосоподобным стопам Махапрабху и взмолился:

— Что Ты делаешь? Сейчас не Двапара-юга, а Кали-юга. Если Ты желаешь явить Свою милость другим, то можешь достичь этого только через сострадание и терпимость. Ты — аватара милосердия и не должен использовать чакру.

Махапрабху возразил:

— Я не намерен прощать асуров.

Нитьянанда ответил:

— Но ведь они не преступники. Один из них и в самом деле злодей, но второй заступился за Меня.

Услышав о заступничестве Джагая, Махапрабху простил его. Джагай принял Харе Кришна маха-мантру и пал на землю, сожалея о своих прежних грехах. Он обнял лотосоподобные стопы Махапрабху:

— Прости мне мои проступки. У меня нет иной надежды.

Так Джагай обрел кришна-прему.

Положение Мадхая было трудным. Он многое осознал, увидев поведение Джагая. Мадхай тоже пал к лотосоподобным стопам Махапрабху, но Махапрабху сказал:

— Я не могу простить тебя, как Джагая. Иди к Нитьянанде. Если Он простит тебя, тогда Я тебя приму. Если же нет, то это невозможно.

И Мадхай припал к лотосоподобным стопам Нитьянанды.

преме матта нитйа̄нанда кр̣па̄-авата̄ра
уттама, адхама, кичху на̄ каре вича̄ра

йе а̄ге пад̣айе, та̄ре карайе ниста̄ра
атаэва ниста̄рила̄ мо-хена дура̄ча̄ра [3]

Нитьянанда Прабху необычайно милостив к каждому, кто примет у Него прибежище. Он простил Мадхая и даровал ему кришна-прему, и Махапрабху также обнял его. Джагай и Мадхай начали танцевать и петь «Харе Кришна».

Все жители Навадвипы были просто поражены, увидев лилы Махапрабху — спасителя обусловленных душ, и они принялись славить Его. Махапрабху сказал Джагаю и Мадхаю:

— Джагай и Мадхай! Если вы не будете больше грешить, Я навсегда прощу вам ваши преступления. А теперь пойте «Харе Кришна!»

— Джагай и Мадхай попросили:

— Мы — Твои слуги, дай нам какое-нибудь служение.

Махапрабху и Нитьянанда ответили:

— Пойте «Харе Кришна!» и проповедуйте эту мантру всем и каждому. Расчистите дорогу вдоль Ганги и держите ее в чистоте. Пусть очистятся ваши сердца, тогда вы сможете двигаться дальше.

Джагай и Мадхай выполняли свое служение каждый день. Это место существует до сих пор и известно как Мадхай Гхат. Здесь наши парикрамы пересекают Гангу.

Все знают, что Нитьянанда Прабху — особое проявление, второе «Я» Высшей Личности Бога. Мадхавендра Пури дал Нитьянанде Прабху посвящение. Харидас Тхакур, Адвайта Ачарья Прабху и другие также получили посвящение от Мадхавендры Пури.

Ишвара Пури был санньяси и всегда сопровождал Мадхавендру Пури. Они часто вместе приходили в Навадвипу и Шантипур и останавливались в доме Адвайты Ачарьи. Часто они принимали прасад у отца Махапрабху, Джаганнатхи Мишры.

Нитьянанда Прабху — опора проповеди Шри Чайтаньи Махапрабху. Перед тем, как принять санньясу, Махапрабху разрешил Нитьянанде провести Вьяса-пуджу. Во время этого праздника Нитьянанда Прабху отдал Махапрабху последнюю гирлянду, утверждая тем самым Его высочайшее положение.

Махапрабху прославлял Святое Имя Господа Кришны: «Харе кр̣ш̣н̣а харе кр̣ш̣н̣а кр̣ш̣н̣а кр̣ш̣н̣а харе харе / харе ра̄ма харе ра̄ма ра̄ма ра̄ма харе харе». Такова была Его проповедь, ибо Он сам и есть Харе Кришна — Шри Радха и Шри Кришна в едином облике. Шри Чайтанья Махапрабху явил Свою милость падшим душам.

Но проповедь Нитьянанды Прабху была иной. Он не прославлял Кришну: Его проповедь была прославлением Шримана Махапрабху.

бхаджа гаура̄н̇га каха гаура̄н̇га лаха гаура̄н̇гера на̄ма
йе джана гаура̄н̇га бхадже сеи хайа а̄ма̄р пра̄н̣а [4]

Такова мантра, которую дал нам Нитьянанда Прабху. Когда Махапрабху принял санньясу, Нитьянанда Прабху был рядом с Ним. Три дня Махапрабху провел в Радхадеше, а Нитьянанда Прабху следовал за Ним и привел Его в дом Адвайты Ачарьи. Шачимата, Адвайта Ачарья и другие преданные Бенгалии одаряли всех вокруг кришна-премой. После этого Махапрабху отправился в Пури, а Нитьянанда Прабху последовал за Ним и охранял Его. Он рассказывал Махапрабху истории о Кшира-чора-Гопинатхе и Сакши-Гопале.

В Атхараналаре, рядом с Пури-дхамой, Нитьянанда Прабху разломал данду Махапрабху на три части и бросил их в реку. Махапрабху пришел в сильный гнев. Он приказал Своим спутникам:

— Никто из вас не должен сопровождать Меня. Я пойду один. Кто из нас пойдет первым?

Преданные ответили:

— Иди Ты, а мы будем следовать за Тобой.

Когда Махапрабху вошел в храм Джаганнатха, Он лишился чувств и Сарвабхаума Бхаттачарья подхватил Его. Это уже другая история. Но Нитьянанда Прабху шел следом, Он сразу оценил ситуацию и понял, что Махапрабху находится в доме Сарвабхаумы Бхаттачарьи. Он направился туда, встретился с Махапрабху и, позаботившись о Нем, пошел обрести даршан Господа Джаганнатха.

В Пури-дхаме Махапрабху поначалу проповедовал совместно с Нитьянандой Прабху и с другими преданными. Затем Нитьянанда Прабху вернулся в Радхадеш, но вскоре снова появился в Пури-дхаме с большим количеством последователей, которых возглавляли двенадцать мальчиков-пастухов, Двадаша-гопалы. Их проповедь была столь интенсивной, что, когда Нитьянанда в следующий раз пришел в Пури, Махапрабху сказал Ему: «Тебе лучше проповедовать в Бенгалии, а Я останусь здесь. Таким будет наш план».

После этого Нитьянанда вместе со всеми Своими последователями вернулся в Шантипур, а оттуда в Навадвипу. Он стал проповедовать по всей Бенгалии. Его проповедь была прославлением Махапрабху.

бхаджа гаура̄н̇га каха гаура̄н̇га лаха гаура̄н̇гера на̄ма
йе джана гаура̄н̇га бхадже сеи хайа а̄ма̄р пра̄н̣а

Нитьянанда Прабху был очень милостив к тем, кто принимал прибежище у Махапрабху, и одаривал их всеми богатствами кришна-премы. Такова Его природа.

Если кто-то воспевает: «Джая Гаура Хари, джая Шачинандана!» хотя бы один раз, Нитьянанда Прабху думает: «Я его слуга», и наделяет его всем. Уттама, адхама, кичху на̄ каре вича̄ра. Кто падший, кто не падший, кто плох, а кто хорош — не имеет никакого значения: Нитьянанда Прабху дарует милость всем. Его милость проникает даже туда, куда не попадает свет солнца. Нароттам Дас Тхакур воспел славу Нитьянанды Прабху. Вриндаван Дас Тхакур написал «Шри Чайтанья Бхагавату» — в ней содержится больше прославлений Нитьянанды Прабху, чем даже самого Махапрабху. Вриндаван Дас Тхакур был последним учеником Нитьянанды Прабху.

Бесконечная милость Нитьянанды Прабху

Без милости Нитьянанды Прабху никто не может обрести кришна-прему. Рагхунатх Дас Госвами много раз пытался покинуть свой дом, но у него ничего не выходило. Но однажды он встретил Нитьянанду Прабху в Панихати. Нитьянанда Прабху шутливо пригрозил ему:

— Сегодня Я накажу тебя.

Рагхунатх Дас Госвами спросил:

— Прабху, каково Твое наказание? Каким бы оно ни было, я приму его.

Тогда Нитьянанда Прабху повелел:

— Накорми эту группу преданных, что пришли со Мной.

И Рагхунатх Дас Госвами был очень счастлив. Дас Госвами Прабху организовал знаменитый праздник, известный как Дадхи-Чхира-махотсав, «фестиваль йогурта и вздутого риса». Он раздавал йогурт, кхир, сандеш, бананы, манго и многое, многое другое. На берегах Ганги собралось очень много паломников — так много, что большинство из них ели, стоя в воде.

Сам Махапрабху явился на этот праздник в Своей невидимой форме и принимал йогурт вместе с Нитьянандой Прабху и Его преданными. После этого Нитьянанда сказал Рагхунатху Дасу Госвами: «Теперь иди домой, твои оковы пали, и ты встретишь Чайтаньядева».

Рагхунатх Дас Госвами отправился домой. Он приносил пранами (дары) каждому вайшнаву — немного золота и других ценностей. Вернувшись домой, он больше не пересекал границу третьего круга своего дома. В те времена в домах богатых людей было три круга. Женщины жили в третьем круге, во втором жил хозяин, а в первом — все остальные. После этого праздника Рагхунатх Дас Госвами жил в пределах первого круга.

Его охраняли. Отец приставил к нему двенадцать охранников. Но однажды по милости Нитьянанды Прабху у него появилась возможность бежать, и он пришел к Махапрабху, был принят и стал Его личным слугой. Позднее Рагхунатх Дас Госвами стал одним из ачарьев нашей сампрадаи.

Паломничество Дживы Госвами

Когда пришел Джива Госвами, Нитьянанда Прабху взял его с Собой и показал ему всю Навадвипу. Вишнуприя Деви одарила его своей милостью, Шачимата проявила много нежности, и другие вайшнавы были очень милостивы к Дживе Госвами. Нитьянанда Прабху велел Дживе Госвами идти во Вриндаван. Нароттам Дас Тхакур вернулся из Вриндавана и начал прославлять Нитьянанду Прабху. Нита̄и-пада-камала, кот̣ӣ-чандра-суш́ӣтала [5]... Эта песня прекрасно выражает величие Нитьянанды Прабху.

…нита̄ийер корун̣а̄ хабе, брадже ра̄дха̄-кр̣ш̣н̣а па̄бе,
          дхаро нита̄ийера чаран̣ ду’кха̄ни

нита̄ийер чаран̣а сатйа, та̄̐ха̄ра севака нитйа,
               нита̄и-пада сада̄ коро а̄ш́а
нароттама бод̣о дух̣кхӣ, нита̄и море коро сукхӣ
              ра̄кхо ра̄н̇га̄-чаран̣ера па̄ш́а [6]

Велика слава Нитьянанды Прабху. Поэтому день Его явления бесконечно благоприятен для всей вселенной. Весь мир поет Харе Кришна маха-мантру, и все это благодаря милости Нитьянанды Прабху. Нитьянанда неотличен от Гурудева. Повсюду в писаниях говорится, что нитьянанда-таттва — это гуру-таттва. Даже когда Гуру — это Радхарани, даже тогда мы можем видеть милость Нитьянанды Прабху к нам. Нита̄ийер корун̣а̄ хабе, брадже ра̄дха̄-кр̣ш̣н̣а па̄бе.

…хено нита̄и бине бха̄и, ра̄дха̄-кр̣ш̣н̣а па̄ите-на̄и,
              др̣дха кори’ дхаро нита̄ира па̄йа [7]

Примите лотосоподобные стопы Нитьянанды Прабху. Он являет Свою милость не только Своему поколению. Он дарует еще больше милости через Вирачандру Прабху, Своего сына. Джахнава Мата тоже основала много миссий, таких как Нароттам Тхакур Кхетури и другие. Все это связано с Нитьянандой Прабху. Проповедь Вирачандры Прабху была даже более масштабной, чем проповедь Нитьянанды Прабху.

От Гуру Махараджа мы слышали «Доял Нитай!» Для меня это было настоящим чудом. Прабхупада Сарасвати Тхакур передал Шриле Гуру Махараджу всю полноту традиции рупануга-бхакти, но Гуру Махарадж говорил, что без милости Нитьянанды невозможно присоединиться к этой традиции. Получив доступ туда, обретаешь все, но без милости Нитьянанды Прабху невозможно получить права на вход.

нита̄ийер чаран̣а сатйа, та̄̐ха̄ра севака нитйа,
               нита̄и-пада сада̄ коро а̄ш́а
нароттама бод̣о дух̣кхӣ, нита̄и море коро сукхӣ
               ра̄кхо ра̄н̇га̄-чаран̣ера па̄ш́а

Невозможно до конца выразить всю славу Нитьянанды Прабху. Кавирадж Госвами видел облик Нитьянанды во сне, и то был необычайно прекрасный и милостивый облик. Милосердие Нитьянанды Прабху безгранично, но мне достаточно хотя бы малой доли Его милости. Что еще я могу сказать! Я говорю всем: примите прибежище у лотосоподобных стоп Нитьянанды Прабху и у вас не будет страха ни перед чем. Божественное проявление Нитьянанды Прабху — Мула-санкаршана. У Кавираджа Госвами есть множество шлок о Нитьянанде Прабху.

Мы столь ничтожны и так мало знаем! Без милости Махапрабху нам не понять Нитьянанду Прабху. Даже если четырехглавый Брахма увидит Его с бутылкой вина и продажной женщиной на большой дороге, то падет Ему в ноги, превознося Его. Такова природа Нитьянанды. Сам Махапрабху раздавал кусочки каупины Нитьянанды преданным и говорил им: «Каждый день поклоняйтесь им, тогда страх и иллюзия будут не властны над вами». Это лишь малая часть славы Нитьянанды Прабху.

Однажды Нитьянанда Прабху пришел в дом Махапрабху обнаженным. Там было много преданных и все они были немало удивлены, но Махапрабху прославлял Его весь этот день и раздавал преданным кусочки Его каупины. Характер Нитьянанды Прабху непостижим.

Нитьянанда прыгал в Гангу и играл с крокодилами. На дороге, по которой проходили огромные быки, Он прыгал им на спины и катался на них. Нитьянанда был неимоверно силен физически, поскольку Он неотличен от самого Господа Баладевы.

Я не могу надлежащим образом прославить Нитьянанду Прабху. Я лишь вскользь упоминаю о Его славе и молюсь, чтобы Шрила Гуру Махарадж милостиво даровал мне прибежище у своих лотосоподобных стоп. Что еще могу я сказать!

Джая Панчататтватмака Нитьянанда Прабху ки джая!

Джая Махапрабху ки джая!

Гаура премананде Харибол!




[1] «Только Имя Хари, Имя Хари, Имя Хари. Воистину в эпоху Кали нет, нет, нет иного пути» («Брихан-Нарадия-пурана», 38.126, «Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 7.76; 17.21; Мадхья-лила, 6.242).


[2] Ш́уна ш́уна нитйа̄нанда, ш́уна харида̄са / сарватра а̄ма̄ра а̄джн̃а̄ караха прака̄ш́а // прати гхаре гхаре гийа̄ кара эи бхикш̣а̄ / ‘бала кр̣ш̣н̣а, бхаджа кр̣ш̣н̣а, кара кр̣ш̣н̣а-ш́икш̣а̄’ — «Послушай, Нитьянанда! Послушай, Харидас! Ступайте и распространите Мой наказ повсюду. Заходите в каждый дом и провозглашайте: „Воспевайте имена Кришны! Служите Кришне! Следуйте наставлениям Кришны“» («Шри Чайтанья Бхагавата», Мадхья-кханда, 13.8,9).


[3] «Господь Нитьянанда, опьяненный божественной любовью, — воплощение сострадания. Для Него нет ни хороших, ни плохих. Он дарит освобождение каждому, кто склоняется перед Ним. Он освободил даже такого грешника и негодяя, как я» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 5.208,209).


[4] «Поклоняйтесь Гауранге, говорите о Гауранге, пойте имя Гауранги. Те, кто служит Гауранге, дороже для Меня собственной жизни».


[5] «Святые лотосоподобные стопы Нитьянанды Прабху сияют подобно десяти миллионам лун…» (Шрила Нароттам Дас Тхакур «Манах-шикша», 1).


[6] «Если Нитьянанда Прабху одарит тебя Своей милостью, ты встретишь Радху и Кришну во Врадже. Обними же лотосоподобные стопы Нитьянанды! Лотосоподобные стопы Нитьянанды — Истина, а слуги Его вечны. Всегда стремись обрести прибежище у Его стоп. Нароттам Дас очень несчастен. О Нитай, сделай меня счастливым! Молю, позволь мне всегда быть у Твоих прекрасных лотосоподобных стоп» (Шрила Нароттам Дас Тхакур «Манах-шикша», 3,4).


[7] «Брат, без Нитьянанды никто не сможет достичь Радхи и Кришны, поэтому со всей решимостью держись Его лотосоподобных стоп» (Шрила Нароттам Дас Тхакур «Манах-шикша», 1).