Две категории Безграничного: мадхурья и аударья

Две категории Безграничного:  мадхурья и аударья

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

(11 марта 1997 года. Навадвипа Дхама, Индия)

(«Простые и сладостные истины», часть 67)

https://harekrishna.ru/2023/03/dve-kategorii-bezgranichnogo-madhurya-i-audarya-govinda-mj-11-marta-1997#main

 

Шрила Говинда Махарадж. А теперь возьмите ингредиенты [подношения для] Гаура-пурнимы, Прабху, отнесите их в комнату. Ради служения Махапрабху. Сундари [Диди] поедет сегодня? Я передам с ней чеки. Не вопрос.

Преданный. Не проблема, Махарадж.

Шрила Говинда Махарадж. Я думаю, что она способна выполнить эту миссию.

[обрыв записи]

#00:01:04#

Шрила Говинда Махарадж. Санньяси и брахмачари других Матхов хотят принимать прасадам из нашего Матха. Они мне сказали, что проблема в том, что мы не постимся в день явления Нитьянанды Прабху. Мы следуем Гуру Махараджу и Прабхупаде Сарасвати Тхакуру. Сарасвати [Тхакур] и Гуру Махарадж после двенадцати часов [полудня], после [предложения] бхоги Нитьянанде Прабху, принимали прасадам, и мы следуем этому обычаю.

#00:01:43#

Но то, чему следуют они [представители других Матхов], — это не ошибка. Они считают Нитьянанду Прабху вишну-таттвой, а в день явления вишну-таттвы предписан пост. Об этом говорят священные писания. Поэтому они постятся в этот день так, как в день экадаши. Но возникло противоречие: мы принимаем прасад, а они — нет.

#00:02:06#

Поэтому я их не приглашал к нам. Мы должны принять прекрасный прасад: пушпанну, чанну, дал и т. д., а они станут принимать только фрукты и немного чанны. Это не хорошо, поэтому я не хотел, чтобы возникало такое противоречие. Но они очень милостивы ко мне, и они сказали: «Почему Говинда Махарадж не пригласил нас в этом году?»

#00:02:40#

Тогда они пришли за день до этого. Мне об этом сообщили, и я сказал, что я очень хочу накормить вайшнавов-брахмачари. Многие пришли и приняли прасадам и были очень счастливы. Наша миссия в этом году в Шри Дхаме Пури была крайне успешна.

#00:03:13#

То было мое желание. Я хочу кормить вайшнавов-брахмачари. И они очень счастливы. Я поражаюсь, что и на мой день рождения также многие пришли сюда. Не так ли? Меня самого здесь не было, но столь многие пришли. Сколько санньяси и брахмачари пришло?

Преданный. Сто тридцать.

Шрила Говинда Махарадж. Сто тридцать. Восемьдесят пять присутствовало, то есть пришло… девяносто или сто десять. [Смеются.] Пришло сто тридцать человек. Наши отношения очень хорошие со всей гаудия-сампрадайей. Факты, которые я рассказываю, демонстрируют это.

#00:04:24#

Здесь Нитьянанда Прабху столь милостив к нам.

Преданный. Махарадж! Он есть вишну-таттва?

Шрила Говинда Махарадж. Да! Нитьянанда Прабху есть вишну-таттва. В этом нет сомнений. Существуют две категории. Это нечто непостижимое. С одной стороны, полнота — пурна.

#00:04:51#

ом̇ пӯрн̣ам адах̣ пӯрн̣ам идам̇,
пӯрн̣а̄т пӯрн̣ам удачйате
пӯрн̣асйа пӯрн̣ам а̄да̄йа,
пӯрн̣ам эва̄ваш́иш̣йате
[1]

Обители Кришны и Махапрабху полны. Каким образом могут одновременно существовать две полноты? Но они существуют. «Полное» значит «безграничное». Обе обители безграничны. Обе эти «безграничности» сосуществуют. Это нечто немыслимое и непостижимое.

#00:05:28#

Одна безграничность — это аударья-пракаштха. Пракаштха означает «сектор». Другой «сектор» — это мадхурья. Кришна есть мадхурья, и Кришна живет в мире мадхурьи. В мире аударьи живут Махапрабху и Нитьянанда Прабху. Аударья означает, что Они более милостивы, чем Кришна. Когда Кришна хочет милостиво подарить Себя обусловленным душам и спасти их, это явление зовется аударья. Это настроение, дух Кришны. Но все это бесконечно, безгранично и имеет природу полного целого.

#00:06:44#

Нитьянанда Прабху тождественен Маха-Санкаршане, но несколько превосходит Его. В Нем присутствует качество милосердия. Нараяна берет начало в Санкаршане — происходит из Него. Все это суть вишну-таттва. Нараяна, Маха-Вишну, Кширодакашайи, Гарбходакашайи Вишну — все Они исходят из Нараяны, а Нараяна происходит из Маха-Санкаршаны. [Он существует] на одну ступень ниже. Но все это полнота и непостижимое явление.

#00:07:58#

Мир Нарасимхадева также безграничен и полон. Мир Рамачандры безграничен и полон. Мир каждого проявления Бога полон и безграничен. Мы не в силах помыслить природу этого. Это значит, что весь трансцендентный мир, все эти проявления Бога живут в «сфере». Рисуют такую «сферу», «шар», чтобы мы могли получить некоторое представление. В этой «сфере» есть разные пракаштхи — «места», или «измерения», — но все это обладает природой полноты качеств. Все это немыслимо и непостижимо.

#00:08:49#

В настоящее время ученые нам тоже что-то демонстрируют, и благодаря этому мы тоже можем что-то до известной степени понять, но, конечно, нашим собственным материальным, или мирским, образом. В наши дни ученые видят чайапатх — галактику. Многие галактики. И многочисленные звезды в них. Они в миллионы раз больше нашего Солнца. И мы можем, благодаря таким описаниям, до известной степени понять, какова природа Безграничного.

#00:09:42#

Безграничное означает, что нет конца, нет предела. В этой брахманде, «сфере», существуют многочисленные галактики. Но в безграничном мире положение всей этой материальной реальности подобно горчичному зернышку. Насколько велик безграничный мир, мы можем понять до известной степени благодаря таким описаниям. Но мы не в силах помыслить, представить себе природу этого.

#00:10:24#

Нитьянанада Прабху и Махапрабху тождественны Баладеве и Кришне. Они являются Их формами, идентичными изначальным личностям. Различие состоит лишь в том, что Они столь милостивы к обусловленным душам. В Кришналоке присутствует милосердие, но там Кришна играет в мадхура-расе, а Они [Шри Чайтанья и Шри Нитьянанда] играют в измерении аударья-расы. Они раздают эту милость Кришны. Сам Кришна раздает Свою милость в форме Нитая и Гауры. Поэтому Господа Нитьянанду Прабху рассматривают как Баладеву, и Его положение превосходит положение Вишну, Нараяны.

#00:11:32#

В играх Вишну нет творения. Никто не «сотворил» Вишну. Но Вишну «творит» Себя посредством Своей чит-шакти. Он делает это как кр̣ш̣н̣а-варн̣ам̇, рождаясь[2]. Шрила Рупа Госвами Прабху объясняет все это в этой шлоке:

#00:12:04#

ваикун̣т̣ха̄дж джанито вара̄ мадху-пурӣ татра̄пи ра̄сотсава̄д…[3]

«Матхура, где рождается Кришна, выше Вайкунтхи». Почему? Потому что там Кришна, то есть Вишну, принимает рождение. Вишну связывают пять типов взаимоотношений с Его преданными. Джанито означает, что Он принимает рождение, Он рождается. Сам Вишну со Своей энергией, могуществом, мощью, когда Он играет, — это нечто более прекрасное, нежели Его позиция в качестве царя, владыки.

#00:13:01#

Гарем? Царский гарем это называется? У царя есть жены, и когда царь играет со своими сыновьями, иногда сын катается верхом на отце, используя его в качестве лошадки, ездового животного. Такая игра нечто более прекрасное, нежели царская позиция. Более сладостная. И это кришна-лила. Иногда подобное происходит в этом бренном мире. Мы также видим такого рода примеры, аналоги, когда ребенок говорит отцу: «Ты будешь моим конем! Я буду на тебе кататься верхом!» И отец играет в это.

#00:13:58#

Такова игра сладостного Абсолюта. И она более прекрасна, она более привлекательна [чем отношения на почтительном расстоянии]. Преданный, который хочет присоединиться к таким играм, он никогда не будет думать, что пассивное предложение цветка лотоса лучше этого настроения преданности. Мне тяжело объяснить эти вещи, но вы понимаете меня.

Преданный. Махапрабху всегда является [в этом материальном мире] после явления Кришны?

#00:14:43#

Шрила Говинда Махарадж. «После» означает, что обитель Шветадвипа — обитель Махапрабху. Кришналока и лока Махапрабху — там есть два измерения, две части: одна часть — аударья, а другая — мадхурья. И обе эти локи находятся внутри Шветадвипы. Как я объясню? Мне крайне тяжело это объяснить.

#00:15:32#

Когда происходит [божественная] игра, Кришна нисходит из Голоки Вриндавана со всеми Своими параферналиями и обителью. Он может прийти лишь благодаря Своему желанию, благодаря Своей воле. И все известно, ведомо Йога-майе. Но все это сознание, а Йога-майя в полной мере осознает желание Кришны и устраивает все необходимое. Кришна способен вступить в малую сферу со всей полнотой Своих параферналий. И это явление зовется ачинтья, как Махапрабху сказал — «непостижимое, немыслимое». Но это происходит, и Чандидас крайне ясно и отчетливо сказал:

#00:16:42#

[цитата]

«Кто способен поверить в то, что паутиной, которую сплел паук, можно связать слона? Если кто-то поверит в реальность этого, то он будет способен почувствовать эту трансцендентную игру сладостного Абсолюта». Так сказал Чандидас.

#00:17:51#

И тот, кто будет способен поверить в то, что кто-то сплетет гирлянду из Сумеру — высочайших пиков Гималайских гор, — из горных пиков, как подсказывают преданные, — это что-то непостижимое, невероятное, что можно сплести такую гирлянду. Если кто-то будет способен в это поверить, тот будет способен понять реальность этой трансцендентной игры — этой сладостной игры Абсолюта. Чандидас в высшей степени прекрасно выразился на этот счет.

#00:18:44#

Положение Нитьянанды Прабху столь высоко. Оно превосходит положение вишну-таттвы. Поэтому они постятся в честь Нитьянанды Прабху, в этом нет ошибки. Но Прабхупада Сарасвати Тхакур, видя служение Нитьянанды Прабху, не хотел, чтобы возникал недостаток пищи для тел преданных. Поэтому он предлагает бхогу Нитьянанде Прабху. В священных писаниях сказано, что Баларама и Нитьянанда Прабху — оба Они рождаются в полдень.

#00:19:43#

А после [празднования Их] рождения мы совершаем фестиваль, предлагаем пищу и принимаем прасадам. Такую систему учредил Сарасвати Тхакур, и мы следуем ей. Но тот, кто следует предписаниям священных писаний на пути виддхи, в рамках виддхи-марга, они также не ошибаются — и то, и другое приемлемо. Мы совершаем большую работу, большую севу, поэтому мы помещаем прасадам в желудки и наслаждаемся днем рождения Нитьянанды Прабху.

#00:20:47#

Раньше такого не было, это происходит сейчас. Но что мы можем поделать? Невозможно следовать каждому. Мы следуем нашему Гуру Махараджу. Мы следуем Прабхупаде Сарасвати Тхакуру. Гуру Махарадж неукоснительно следовал своему Гуру, а мы следуем им. Опять же, здесь не возникает вопроса.

#00:21:27#

Сейчас множество вопросов задают. Но на самом деле они не задают вопросы. Они считают: «Мы правы, и они правы». И мы тоже так думаем. Они правы, но мы следуем тому, чему следует наш Гуру. Если вы их приглашаете, а они не принимают прасадам, то это болезненно. Поэтому я перестал их к нам приглашать. В этот день невозможно, а в другие дни мы их накормим. Но они не хотят оставлять нас без их милости, они хотят принимать прасадам в Нитай-Чайтанья-мандире [в Пури], и мы очень счастливы знать об этом, слышать об этом. Узнав об этом, я устроил им подношение прекрасного маха-прасада в тот же день. И вместе с маха-прасадом мы заботимся обо всем необходимом.

#00:22:30#

Я хотел приготовить пищу, и они хотят нашей пищи, я знаю. Но у нас не было достойного повара. Прасадам Джаганнатха — это лучший прасадам во всем Пури. Я позаботился о кила-чанна, чанна джалеби, и о пирожках чанна, три вида сандеша и другие подношения. Они были очень довольны и счастливы. Я чувствую себя в высшей степени удачливым, благодаря тому что они пришли и приняли прасадам.

[обрыв записи]

#00:24:09#

Наука служит источником столь многих явлений и также дурных, скверных явлений. Я слышал от Гуру Махараджа, что в будущем ученые создадут машину, в которую будут закладывать пищу и которая будет давать молоко, коровье молоко. Они будут получать это молоко благодаря машине. Не нужно будет непосредственно доить коров.

[обрыв записи]

#00:25:07#

Общество защиты коров. Ученые осознали это пять тысяч лет тому назад. Мы не станем употреблять в пищу коровье мясо — говядину, это будет опасно и пагубно как материально — для тела, так и духовно — для ведической религии.

#00:26:10#

В аюрведе упоминается, что коровье мясо приводит к проказе. Тот, кто ест коровье мясо, — говядину, телятину, у того возникают черви лепры (проказы) из-за этого. Мы питаем великую любовь к коровам, поскольку Кришна питает большую любовь к коровам, испытывает большую привязанность и нежные чувства к коровам.

#00:28:20#

Махананда Прабху Бхакти Ранджан. Мы питаем большую любовь к коровам, поскольку Кришна в высшей степени привязан к коровам, любит их и нежен с ними.

Шрила Говинда Махарадж. Поскольку пранама-мантра Кришны…

#00:28:35#

Преданный [цитирует пранама-мантру].

намо брахман̣йа-дева̄йа,
го бра̄хман̣а-хита̄йа ча
джагад-дхита̄йа кр̣ш̣н̣а̄йа,
говинда̄йа намо намах̣[4]

Шрила Говинда Махарадж. Благодаря пранама-мантре Кришны мы можем ясно и отчетливо это понять.

#00:29:48#

Мы верим, что ведическое знание снизошло из трансцендентного мира. В том мире все является истиной. Существует фундамент истины. Основой всего там служит истина.

[обрыв записи]

#00:31:15#

И когда возникает некоторое сомнение, они пойдут в этом направлении.

Преданный. Они пьют алкоголь и т. д.

Шрила Говинда Махарадж. Это не вопрос, не шутка. Они не хотят покупать коровье мясо.

#00:31:38#

Я однажды смотрел программу о диких животных. Племена, которые там, в Австралии, живут, убивают множество козлов, которые там живут. Я спросил у Мохана [Ананды Прабху]:

— Почему они убивают козлов?

И он ответил:

— Там слишком много диких козлов, эти козлы едят растения, поедают деревья, в результате местность превращается в пустыню.

И я спросил:

— Что они делают с козлиным мясом?

— Они не едят козлиное мясо, — ответил мне Мохан.

— Почему?

#00:32:33#

Мохан ответил:

— Почему они не едят козлятину? У них есть скот.

Мне было неизвестно это слово [на английском], и я спросил, что это такое? Скот означает, что у них есть коровы, они их пасут, и, соответственно, у них есть говядина. Я понял, о чем идет речь. И я сказал, что в будущем они поймут, каков будет результат того, что они держат скот. И очень быстро поступили эти новости, что сейчас они разочарованы, опечалены последствиями этого…

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнила: Лилавати Деви Даси (Израиль)
Редактор: Традиш Дас



[1] «Личность Бога всесовершенна, и так как Он абсолютен и совершенен, все, что исходит из Него, в частности этот проявленный мир, наделено всем необходимым, поскольку само является полным целым» («Шри Ишопанишад», обращение).

[2] Кр̣ш̣н̣а-варн̣ам̇ твиш̣а̄кр̣ш̣н̣ам̇, са̄н̇гопа̄н̇га̄стра-па̄рш̣адам / йаджн̃аих̣ сан̇кӣртана-пра̄йаир, йаджанти хи су-медхасах̣ — «В Кали-югу разумные живые существа заняты повторением святого имени Бога и поклоняются воплощению Господа, постоянно воспевающего имя Кришны. Хотя Его кожа не темного цвета, а золотистого, Он сам Кришна, который приходит в сопровождении Своих спутников, слуг, приближенных друзей и обладает оружием» («Шримад-Бхагаватам», 11.5.32).

[3] Ваикун̣т̣ха̄дж джанито вара̄ мадху-пурӣ татра̄пи ра̄сотсава̄д-, вр̣нда̄ран̣йам уда̄ра-па̄н̣и-раман̣а̄т татра̄пи говардханах̣ / ра̄дха̄-кун̣д̣ам иха̄пи гокула-патех̣ према̄мр̣та̄пла̄вана̄т, курйа̄д асйа вира̄джато гири-тат̣е сева̄м̇ вивекӣ на ках̣ — «В Матхуре Вриндаван — высочайший, поскольку там Кришна наслаждается танцем раса. Во Вриндаване Говардхан — высочайший, поскольку там Кришна совершает Свои любовные игры, а в Говардхане высочайшая — Радха-кунда, поскольку там Шри Кришна порождает потоп божественной любви. Какая мудрая душа не станет служить Радха-кунде у подножия холма Говардхан?» («Шри Упадешамрита», стих девятый).

[4] «Я в почтении склоняюсь перед высшей абсолютной истиной, Кришной, покровителем коров, брахманов и всех живых существ. Я снова и снова склоняюсь перед Говиндой, дарующим радость чувствам» («Вишну-пуранa», 1.19.65; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 13.77).

Возврат к списку

Наши проекты