Исполняя желание духовного учителя

Исполняя желание духовного учителя

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

(30 июня 2000 года, публичная лекция, Москва)


#00:00:38#

Достопочтенные вайшнавы, уважаемые дамы и господа, возлюбленные дети! Вновь по милости Господа Кришны я сижу сейчас перед вами. Я не знаю, что точно сказал до меня в своем выступлении Шрипад Джаганнатха Валлабха Прабху — я не понимаю, я глух в отношении языка, — но думаю, это было некое прославление.

#00:01:52#

Из писаний мы узнаем о существовании трех явлений — канака, камини и пратиштха. Канака означает «богатство». Богиней богатства и процветания является Лакшми Деви, а это подразумевает, что все богатство принадлежит ее супругу — Господу Нараяне. Все женщины и девушки этого мира принадлежат Господу Кришне. А слава должна принадлежать исключительно Гурудеву.

#00:03:06#

Если мы используем три этих начала (канака, камини и пратиштха) должным образом, мы не будем порабощены ими. Поэтому прежде всего всю пратиштху, всю ту славу, все прославление в мой адрес я хотел бы передать моему Гурудеву, Шриле Шридхару Махараджу, чья божественная милость дала мне возможность стать проповедником сознания Кришны и занять положение его слуги. Я езжу из страны в страну, я путешествую по всему миру ради служения моему Гурудеву, Шриле Шридхару Махараджу, потому что он хотел, чтобы я проповедовал, и он сделал меня инструментом, орудием в своих руках.

#00:04:56#

Должен вам признаться, что я не был хорошим мальчиком, и не являюсь хорошим человеком. Я пришел к его лотосоподобным стопам, когда мне было семнадцать лет отроду (по-английски это называется teenager, «подросток»), и был простым деревенским мальчишкой, без особых качеств и достоинств. Что увидел во мне Гуру Махарадж — этого я не знаю, — но он решил, что этот мальчик, этот подросток станет проповедником сознания Кришны в будущем. И сейчас у меня есть некое понимание того, почему мой Гуру Махарадж избрал меня для такого положения. Думаю, моим качеством было простосердечие.

#00:06:47#

Я никогда не знал никакой дипломатии и всегда действовал очень прямолинейно, прямодушно. То была моя самскара, я думаю. Я думал так: «Если я приму прибежище в Боге, Бог не может не спасти меня». Может быть, это было единственное мое достоинство — эта простота, бесхитростность, простосердечие, — а во всем остальном я был плох. Но сейчас, по прошествии времени, я могу сказать, что все-таки стал хорошим мальчиком. Мне легко говорить «мальчик», «мальчишка», потому что я всегда чувствую, что мой Гуру Махарадж оберегает и хранит меня как мой отец, как мой хранитель, мой наставник.

#00:08:26#

И это правда: никогда в присутствии Гуру Махараджа я не чувствовал себя взрослым мужчиной. И так же правдой является то, что хотя мой Гуру Махарадж всегда стремился выдвинуть меня на передний план (такова была моя природа — я всегда шел вперед, но не в присутствии моего Гуру Махараджа), в его присутствии я испытывал страх, не мог дать лекцию, например. Я боялся, что если что-то в моих словах будет не так, это причинит ему боль.

#00:09:33#

Этот период длился где-то двенадцать–пятнадцать лет, когда я жил рядом с Гуру Махараджем. Через двенадцать–пятнадцать лет (около того) страх ушел, и я смог давать лекции в присутствии моего Гуру Махараджа. Сейчас я прекрасно понимаю, я сознаю, в чем мой долг, я также сознаю, почему Гуру Махарадж посвятил так много [внимания] мне. И я пытаюсь служить Его Божественной Милости. То было желанием его сердца — видеть меня проповедующим сознание Кришны по всему миру. Я пытаюсь исполнить то, что он ожидал от меня.

#00:11:54#

Я удивляюсь тому, насколько мой Гуру Махарадж подготовил почву для проповеди, для деятельности: он дал мне моих друзей, таких как Шрипад Бхакти Судхир Госвами Махарадж, Шрипад Ашрам Махарадж, Джанардан Махарадж и многих других — многих брахмачари, санньяси, грихастх, многих женщин-преданных, своих учеников и последователей. И высшая милость, которую я обрел в отношении проповеди в западном мире, — это милость Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа Прабхупады.

#00:13:12#

Все вы знаете Прабхупаду, который отправился на Запад проповедовать сознание Кришны. Мой Гуру Махарадж взял меня за руку и подвел к Прабхупаде, сказав: «Пожалуйста, учи этого мальчика Бхагавад-гите». Все вы знаете о взаимоотношениях Шрилы Шридхара Махараджа и Шрилы Свами Махараджа. Книга Guardians of Devotion (на русском языке она называется «Братья») напечатана Шрипадом Бхакти Судхиром Госвами Махараджем, в этой книге очень ясно и недвусмысленно описываются их отношения.

#00:14:12#

«Любишь меня — люби мою собаку». Известное выражение: «Любишь меня — люби мою собаку». Прабхупад Свами Махарадж очень любил меня и выказывал мне большую нежность, любовь и теплоту. Почему? Потому что я был учеником, слугой Шрилы Шридхара Махараджа. Прабхупада на самом деле считал меня хорошим, верным псом, собакой его друга и брата — Шрилы Шридхара Махараджа. Он смотрел на меня как на породистую собаку: может быть, у меня есть какие-то пятна.

#00:15:18#

Госвами Махарадж: В то же время Прабхупад называл Шрилу Говинду Махараджа своим любимым сыном.

#00:15:32#

Шрила Говинда Махарадж: Мои отношения со Шрилой Шридхаром Махараджем были очень близкими. Это отражено, например, в записи на одной кассете, эта кассета есть у нас. По милости Судхира Госвами Махараджа мы ознакомились с этим и были очень счастливы.

#00:16:25#

Почему я рассказываю об этой истории, об этих отношениях? Потому что никто не был бы способен вступить в атеистический мир (имеется в виду западный мир), если бы не милость Прабхупады. Это произошло в Америке, в других странах и, наконец, в России. По милости Господа Нитьянанды Прабху и Кришны Шрила Прабхупада Свами Махарадж приехал в Америку в полном одиночестве, и в течение года его усилия проповедовать казалось бы не находили отклика. Но по прошествии одного года этих усилий произошло чудо: двери были открыты. Двери были открыты для сознания Кришны — оно вступило в западный мир. Он своей силой прорубил тоннель в эгоистическом мире западного человечества, западного сознания. И он проложил широкую дорогу перед нами, по которой мы смогли прийти на Запад.

#00:19:03#

Поистине Прабхупад Свами Махарадж совершил чудо: он сокрушил эго западного мира, он проложил путь сознанию Кришны во все перечисленные страны, по всему миру — Америка, Венесуэла, Бразилия, Мексика, Австралия, Германия, Япония, Россия и так далее и так далее.

#00:19:48#

В нашем сообществе преданных в свое время говорили так, что все духовные светила, можно сказать, генералы духовности, проповедовали, а затем они возвращались с отчетом о своей проповеди к Шриле Шридхару Махараджу. Время от времени духовные братья Шрилы Шридхара Махараджа, такие как Шрила Бхакти Саранга Госвами Махарадж, Шрипад Мадхусудан Махарадж, Шрипад Мадхав Махарадж, Шрипад Парамахамса Махарадж, многие другие санньяси и брахмачари, приходили к Шриле Шридхару Махараджу и рассказывали ему о том, насколько успешно проходит их проповедь.

#00:21:19#

Так же и Шрила Прабхупад Свами Махарадж: каждый раз, неизменно, когда он возвращался из Америки, он приходил к Шриле Шридхару Махараджу и рассказывал ему о своих успехах. Не только это — будучи на Западе, он регулярно писал Шриле Шридхару Махараджу, мне, он писал нам, рассказывая о прогрессе своей проповеди. Но этого было недостаточно Прабхупаде, поэтому он сказал мне: «Говинда Махарадж, поехали со мной, ты сам увидишь мою проповедь в западном мире и расскажешь обо всем Шриле Шридхару Махараджу, он будет еще более счастлив». Но в то время здоровье Шрилы Шридхара Махараджа не было хорошим, поэтому я остался в его обществе, я не поехал с Прабхупадой.

#00:23:02#

Однако по милости Гуру Махараджа и по милости Прабхупады их желания со временем были исполнены. Сейчас, когда я приезжаю в западный мир, я встречаю очень теплый прием преданных, может быть, даже более теплый, чем у Прабхупады в свое время, потому что он был первым. Я встречаю этот теплый прием западных преданных.

#00:24:14#

Когда в 1992 году я отправился на Гавайи в первый раз (это была моя первая всемирная поездка), я вспомнил то, что в свое время Прабхупад Свами Махарадж рассказывал мне о Гавайях, о своем пребывании там. Он сказал: «Говинда Махарадж, ты не поверишь тому, как меня встречали преданные. Они (это его точное выражение) встречали меня слезами любви и лепестками роз. Они устилали дорогу передо мной слезами и цветами». [Бенгали.] На бенгали он написал мне это письмо, и оно до сих пор у меня. Мой английский не слишком хорош, но бенгали Прабхупады был совершенным.

#00:25:25#

Когда же я приехал на Гавайи, я нашел там даже нечто большее, чем Прабхупад в свое время: я увидел там «пирамиду» из слез и цветов. И вот сейчас по милости Гуру Махараджа и милости Прабхупады я здесь с вами. Чему я могу вас научить? Вы все знаете их учение. Вы знакомы с их учением, потому что столь много книг напечатал ИСККОН, напечатал Шри Чайтанья Сарасват Матх. Но необходимо знать и сознавать, о каком качестве преданности идет речь. В этом была суть проповеди Шрилы Гуру Махараджа, Шрилы Шридхара Махараджа, а также Шрилы Прабхупады.

#00:27:23#

Однажды Шрила Гуру Махарадж рассказывал следующую историю. Он рассказал о том, что некогда супруга Господа Шивы, Парвати Деви, спросила у своего мужа: «Скажи мне, господин, кто является высшим объектом поклонения?» Господь Шива — величайший вайшнав, его природа вайшнава описывается в «Шримад-Бхагаватам». О нем говорится: ваишнава нам йатау шамбху — он высший из вайшнавов. Поэтому, будучи чистым вайшнавом, он дал ей этот ответ:

#00:27:59#

а̄ра̄дхана̄на̄м̇ сарвеш̣а̄м̇, виш̣н̣ор а̄ра̄дханам̇ парам…

Он сказал ей: «Нет сомнения в том, что верховным объектом поклонения, Богом богов является Вишну — Кришна». Но когда Господь Шива посмотрел в лицо богини Парвати, он увидел, что его супруга несчастлива из-за этого ответа. Богиня Парвати подумала: «Конечно, несомненно, Господь Вишну — верховный объект поклонения, но я служу моему господину — Шанкаре, Шиве. Я не знаю ничего другого, кроме поклонения господу Шиве».

#00:29:44#

...тасма̄т паратарам̇ деви, тадӣйа̄на̄м̇ самарчанам

а̄ра̄дхана̄на̄м̇ сарвеш̣а̄м̇, виш̣н̣ор а̄ра̄дханам̇ парам

тасма̄т паратарам̇ деви, тадӣйа̄на̄м̇ самарчанам

И тогда Господь Шива дал вторую половину этого стиха, в котором сказал: «Преданные Господа Кришны (Вишну) являются более высоким объектом поклонения, чем даже Тот, Кому они поклоняются».

#00:30:43#

а̄ра̄дхана̄на̄м̇ сарвеш̣а̄м̇, виш̣н̣ор а̄ра̄дханам̇ парам

тасма̄т паратарам̇ деви, тадӣйа̄на̄м̇ самарчанам

Тадӣйа̄на̄м̇ означает «тот, кто поклоняется»; «тот, кто предан Господу Кришне или Господу Вишну». И тогда лицо Парвати Деви озарилось улыбкой, она была счастлива, и Господь Шива улыбался и был счастлив. Парвати Деви думала в своем сердце: «Я поклоняюсь Господу Шиве, который является величайшим преданным Господа Кришны, Рамачандры, Вишну».

#00:32:19#

Здесь следует заметить, что, пытаясь быть преданными Господа Кришны, как мы можем быть воистину преданы Ему? Пытаясь удовлетворить Его преданных, служа им.

#00:32:34#

бхагавад-бхактитах̣ сарввам, итй утср̣джйа видхер апи
каин̇карййам̇ кр̣ш̣н̣а-па̄даика̄-, ш́райатвам̇ ш́аран̣а̄гатих̣

#00:33:05#

Говорится: тот, кто предан Господу Кришне всем сердцем и оставил все иное, кроме преданности Ему, тот является высочайшим объектом поклонения для юных, для вновь пришедших. Таков совет священных писаний: если ты стремишься удовлетворить Господа, принести счастье Ему, пытайся принести счастье Его преданным. Но мы должны стараться быть преданными и стремиться к полному преданию себя Кришне.

#00:34:27#

Преданность, бхакти, то, что зовется бхакти-лата-биджа, — семя или росток преданности в сердце, который сажает вайшнав, и мы его взращиваем, культивируем. Но если мы оскорбляем вайшнава, этот росток гибнет. Поэтому мы должны быть осторожны в отношении оскорбления вайшнавов.

#00:35:33#

Когда мы воспеваем Святое Имя Кришны и не получаем должных результатов, не получаем плодов этого воспевания, причиной являются десять оскорблений Святого Имени. Мы совершаем эти оскорбления, но если мы будем стремиться воспевать чистым образом, тогда Харинам будет очень милостив к нам. Но как возможно для нас достичь этого чистого воспевания? Через служение преданным.

#00:36:05#

тр̣н̣а̄д апи сунӣчена, тарор ива сахиш̣н̣уна̄

ама̄нина̄ ма̄надена кӣртанӣйах̣ сада̄ харих̣

Таково учение Шримана Махапрабху, Который говорит о смирении, терпении и почтении ко всем. Если этот так, если у нас есть эти качества, тогда естественным образом мы будем почтительны по отношению к вайшнавам. И это моя просьба к вам, друзья мои. Я думаю, у меня есть право сказать такое: пожалуйста, будьте милостивы к самим себе прежде всего, оказывая почтение другим, тогда весь мир станет вашим другом. И все те, кто поклоняется Богу, будут милостивы к вам. Такое учение Шри Чайтанья Махапрабху дал миру. То, что говорится о десяти оскорблениях, то, как их избежать, объяснено более широко. Всегда заботьтесь о том, чтобы то, что вы делаете, не причиняло боли вайшнавам.

#00:38:34#

Вы сообща практикуете сознание Кришны, и сознание Кришны явится в вашем сердце, я уверен в этом. В Святом Имени присутствует любовь, нежность, красота, очарование, это Имя стучится у порога, стучится в вашу дверь, для того, чтобы вы открыли эту дверь, и Оно, божественное Имя, и все, что в Нем содержится, вступило в ваше сердце.

#00:40:41#

Вы будете продолжать свою жизнь в сознании Кришны в будущем, я могу быть в этом мире или меня уже не будет — это не важно. Но здесь есть вайшнавы (и достойные вайшнавы) из разных стран: из Индии, из Америки и других стран, с их помощью и в их обществе вы будете двигаться вперед. Я здесь, и уже несколько дней проходит харинам-санкиртана, в которой участвуют все преданные. Я вижу лица русских преданных, и эти лица — лица людей простосердечных, но в то же время очень сильных. И я уверен в том, что ваша жизнь в сознании Кришны будет продолжаться.

#00:41:40#

харер на̄ма харер на̄ма харер на̄маива кевалам

калау на̄стй эва на̄стй эва на̄стй эва гатир анйатха

Священные писания открывают многие истины, но величайшая из них — это истина о том, что в Кали-югу нет иного пути, кроме харинам-санкиртаны — трансцендентной звуковой вибрации, формы Бога. Это путь всех религий, то, что мы видим в иных традициях: это может быть Святое Имя Кришны, Святое Имя Аллаха или другие имена Бога, но это обращение к Нему является наилучшим и высочайшим.

#00:43:16#

Воспевайте Харе Кришна без оскорблений, будьте милосердны ко всем, заботьтесь и будьте бдительны в отношении жизни в преданности и двигайтесь к своей цели — это моя молитва к вам и моя просьба. Поскольку я связан с вами узами, родственными отношениями, поэтому у меня есть это право молиться Кришне о вас. Дайте мне этот шанс молиться Кришне о вас. Шрила Гуру Махарадж, Шрила Прабхупад Свами Махарадж, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, Шрила Рупа Госвами, Шрила Джива Госвами — все они очень милостивы к преданным западного мира.

#00:44:52#

Я очень поражен, когда вижу это настроение преданности западных людей. Куда бы я ни приезжал на Запад, я задаюсь одним и тем же вопросом: почему я не такой, как они? Вы получаете благо, и я со своей стороны получаю благо, благословение, находясь в вашем обществе. Наши взаимоотношения не являются чем-то материальным — это духовная связь. И когда наше существо чисто, когда мы чисты, мы можем легко чувствовать эту связь, эти узы.

#00:44:56#

Кришна благословит вас!

Джай Ом Вишнупад Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Джай Шрила Прабхупад ки джай!

Бхагаван Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Тхакур ки джай!

Джай харинам-санкиртана ки джай!

Харидас Тхакур ки джай!

Всем собравшимся преданным ки джай!

Гаура-премананде Харибол!



Переводчик: Муралишвар Дас

Транскрипцию выполнила: Малика Деви Даси

Редакторы: Динанатх Дас, Традиш Дас


Возврат к списку

Наши проекты