Мы все слуги, не наслаждающиеся, но благодаря служению мы будем испытывать наслаждение другого рода

Мы все слуги, не наслаждающиеся, но благодаря служению мы будем испытывать наслаждение другого рода

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

(18 февраля 2007 года. Навадвипа Дхама, Индия)

https://harekrishna.ru/2023/11/my-vse-slugi-ne-naslazhdayushchiesya-no-blagodarya-sluzheniyu-my-budem-ispytyvat-naslazhdenie#main

 

Шрила Говинда Махарадж. Сегодня восемнадцатое число. Не так ли? Девятнадцатое, двадцатое… одна неделя осталась до начала нашей парикрамы. Преданные собираются. Наша религиозная жизнь, практика укрепляется благодаря обществу. И это общество преданных в высшей степени благотворно для нас. Поэтому мы проводим парикраму.

#00:01:07#

Шрила Бхактивинод Тхакур так сказал: «Мы проводим фестиваль махотсав и раздаем прасадам обычным людям. Но среди этих обычных людей может оказаться вайшнав, и он примет прасадам, и это будет в высшей степени благотворно для того, кто этот фестиваль устраивает». Один вайшнав. Это очень особое видение. Тот, кто в полной мере предан Кришне: общество такой личности всегда одаривает нас связью с трансцендентной платформой, с трансцендентным измерением. Это главное.

#00:02:35#

Все реки впадают в океан. Все прекрасные явления и богатства предназначены для Кришны и для Вишну. Если мы устанавливаем связь с этим процессом, мы непременно обретем благо. В противном случае мы постоянно вовлечены в дела материального мира, в материальное существование. Это не является источником духовного блага. Связь возникнет только в том случае, если присутствует связь с преданным.

#00:03:57#

Когда мы кормим тысячи людей, это пунья — благочестивая деятельность. Благодаря такой деятельности мы обретаем благо — благо, которое связано с раем, с небесами, относится к этой категории, части высшего порядка.

#00:04:31#

те там̇ бхуктва̄ сварга-локам̇ виш́а̄лам̇,
кш̣ӣн̣е пун̣йе мартйа-локам̇ виш́а̄нти…[1]

Пунья значит благочестивый поступок или…

Джанардан Махарадж. Благочестивая деятельность.

Шрила Говинда Махарадж. Пунья — это благочестие. Результат пуньи — мы обретаем благо. Это результат, который позволит нам установить связь с небесными мирами, отправиться туда — бхур, бхувах, свар, махар, джана, тапа — на Сатью-локу. Более утонченная карма позволяет обрести более тонкую связь.

#00:05:38#

Но это все еще не позволяет обрести связь с реальностью, которая находится за пределами этого материального существования. Однако если через преданных и благодаря преданным мы обретаем связь с духовным миром, то тогда мы можем выйти за границы материального мира. И мы хотим обрести духовное благо. Это духовное благо мы сможем обрести только благодаря обществу вайшнавов и преданных. Иначе его обрести невозможно.

#00:06:35#

В «Шримад-Бхагаватам» в разделе, описывающем характер Прахлады Махараджа, говорится:

наиш̣а̄м̇ матис та̄вад урукрама̄н̇гхрим̇
спр̣ш́атй анартха̄пагамо йад-артхах̣
махӣйаса̄м̇ па̄да-раджо-’бхиш̣екам̇
ниш̣кин̃чана̄на̄м̇ на вр̣н̣ӣта йа̄ват[2]

Если у нас нет связи с вайшнавом или с преданным, с человеком, который в полной мере предан Господу Кришне, мы не можем установить связь с Кришной без общества такого преданного. Об этом говорят священные писания повсюду. Махапрабху сказал в «Чайтанья-чаритамрите»:

#00:07:29#

…‘са̄дху-сан̇га’ — сарва-ш́а̄стре кайа…

‘са̄дху-сан̇га’, ‘са̄дху-сан̇га’ — сарва-ш́а̄стре кайа…[3]

Все священные писания говорят о том, что джива-душа нуждается в садху-санге. Жизнь в духовном служении, духовную жизнь мы обретем благодаря садху-санге. Однако здесь возникает вопрос, ответить на который крайне сложно, — кто является садху, а кто нет.

#00:08:11#

Поэтому, аналогично тому, как это рассматривается в мирской юриспруденции… мирской закон гласит: преступник может быть прощен, и это хорошо, но ни один невинный человек не должен быть наказан. Я не знаю, насколько могу передать мою мысль… но вы понимаете…

Джанардан Махарадж. Речь идет о том, что не следует наказывать невинных.

Шрила Говинда Махарадж. Да, именно так! Если присутствуют сомнения в виновности человека, его не следует наказывать. Существует презумпция невиновности. Вот это выражение.

#00:09:36#

Такой же подход должен работать в нашем случае. Мы не знаем, кто является вайшнавом и кто им не является. Мы не должны никого оскорблять. Это очень хороший, достойный стиль практики. Никого не оскорблять возможно лишь в том случае, если мы следуем наставлениям Махапрабху: тр̣н̣а̄д апи сунӣчена, тарор апи сахиш̣н̣уна̄, ама̄нина̄ ма̄надена[4]. Мы постоянно это говорим и так думаем, но не делаем, не поступаем так, хотя декларируем и держим в мыслях. И это очень плохо для нас.

#00:10:30#

«Но альтернативы нет», — сказал Махапрабху. Поэтому пытайтесь, пытайтесь снова и снова. Чтобы не утратить эту духовную составляющую жизни, необходимо следовать наставлениям Махапрабху. Наше общество будет расти и развиваться счастливо, если мы станем следовать этим принципам. По крайней мере, мы должны каждый день над ними размышлять.

#00:11:12#

Почему я везде разместил эту шлоку, выгравировал ее? Для того, чтобы помнить. Мы взаимодействуем с материальным миром. Мы поглощены этим взаимодействием. Но необходимо всегда помнить:

#00:11:42#

смартавйах̣ сататам̇ вишн̣ур,
висмартавйо на джа̄тучит
сарве виддхи-нишедха̄х̣ сйур,
этайор эва кин̇кара̄[5]

И это главное наставление священных писаний: все правила и предписания, все советы, все благотворные комментарии, вся деятельность, указанная в священных писаниях и за пределами священных писаний, — все это всегда призвано напоминать нам о том, что мы все слуги Господа Кришны.

#00:12:40#

джӣвера ‘сварӯпа’ хайа — кр̣ш̣н̣ера ‘нитйа-да̄са’…[6]

Это истинное тождество дживы-души. Тождество слуги, не наслаждающегося. Но, с другой стороны, наслаждение приходит благодаря служению. И если мы сумеем идти вперед в таком духе, то очень легко сумеем обрести нашу удачу.

#00:13:24#

Это прекрасная процедура, путь. Махапрабху дал нам очень простой метод. Мы, несомненно, что-то читали в священных писаниях. И мы постоянно это видим повсюду. Когда мы изучали санскрит, мы пользовались несколькими учебниками, и в этих учебниках мы находили множество шлок. В ту пору я не знал, каков источник этих шлок, я думал, что, возможно, тот, кто составил этот учебник, является и автором этих шлок. Но впоследствии я понял, что это не так. Эти шлоки были заимствованы — Вишну Шарма и т. д.

#00:14:36#

Амар Сингха, автор этих учебников, заимствовал все эти шлоки из других источников. Впоследствии, когда я изучал другие книги: Пураны, «Махабхарату», Упанишады и т. д., [я видел,] что все эти шлоки заимствованы из этих писаний.

#00:15:07#

Все эти шлоки содержат обращенное к нам указание: твой мотив и твоя деятельность всегда должны быть направлены на служение Господу Кришне, и оно должно быть главным содержанием [твоей жизни]. Учение Махапрабху очень сладостно. Мы обретем его плоды, если станем воспевать Харе Кришна маха-мантру с любовью и нежностью, без оскорблений. Оскорбления возникают, если присутствует соприкосновение с майей, с духом наслаждения. Но Кришна — единственный наслаждающийся. Все остальные доставляют Господу это наслаждение. Такова система [так все устроено].

#00:16:41#

ӣш́варах̣ парамах̣ кр̣ш̣н̣ах̣ сач-чид-а̄нанда-виграхах̣
ана̄дир а̄дир говиндах̣ сарва-ка̄ран̣а-ка̄ран̣ам[7]

Окончательный вердикт — это всегда служение Кришне, служение Господу. Существуют многочисленные указания, но в конечном счете все они восходят к служению Кришне, и мы видим это ясно и отчетливо во многих священных писаниях.

#00:17:33#

Время от времени возникает антитезис, такого рода ментальность являет себя. Мы это видим даже во времена Кришны. Когда Кришне поклонялись все, поклонялись Ему как Богу, то и тогда возник антитезис в лице одной личности, который заявил: «Кто такой Кришна? Я Кришна, Васудев!» Тезис, антитезис и синтез. Это в высшей степени естественно. Мы не будем этим обескуражены. Мы должны следовать линии сознания Кришны, и это будет благом для нас.

#00:18:43#

Осквернение присутствует повсюду, где-то в большей степени, где-то в меньшей. Наша привычка состоит в том, что мы живем в этом оскверненном состоянии, но не чувствуем эту скверну. Мы чувствуем, что атмосфера в Мексике осквернена — воздух заражен. Или в Калькутте. Но мы сами находимся в таком положении, мы находимся в этой загрязненной атмосфере, и эта скверна растет автоматически. И что мы можем сделать?

#00:20:08#

Как это называется на английском? — грибы. Говорят, что это очень ценные грибы. Эти грибы растут на соломенном субстрате. Источник загрязнения может быть любой, если мы неосторожны, небдительны. Мы должны быть бдительны и идти вперед!

#00:21:04#

Когда мы слышим наставления, которые являются источником надежды для нас, то это в высшей степени для нас благотворно. Поэтому Махапрабху дарит нам это вдохновение. Но когда мы начинаем идти, мы должны осознавать:

#00:21:34#

…кш̣урасйа дха̄ра̄ ниш́ита̄ дуратйайа̄ дургам̇ патхас тат кавайо ваданти[8]

Прежде всего необходимо проснуться. Уттиш̣т̣хата джа̄грата. Как будет на английском, Махарадж?

Джанардан Махарадж. «Восстань», «пробудись».

Шрила Говинда Махарадж. Восстань! Пробудись! И тогда ты увидишь, что дурной сон завершился, твое дурное сновидение ушло.

#00:22:16#

                                               …пра̄пйа вара̄н нибходата
кш̣урасйа дха̄ра̄ ниш́ита̄ дуратйайа̄ дургам̇ патхас тат кавайо ваданти

Если у нас не будет надежды, как мы станем идти вперед, как мы будем прогрессировать? Поэтому я задал вопрос Шриле Гуру Махараджу:

#00:22:54#

нита̄и-чаитанйа-на̄ме

апара̄дхера-бича̄ра то на̄и хе

«Как это понимать? — спросил я. — [При воспевании] харинама, кришна-нама присутствует возможность оскорбления, а [при воспевании] нитай-чайтанья-нама — если вы призываете эти имена, то вы обретаете кришна-прему, и оскорбление невозможно. Как это понимать? Как это возможно?»

#00:23:28#

Гуру Махарадж ответил так в тот день: «Требуется время. Шата-патра-ведха-нйайа. Сто листьев, шата-патра-ведха-нйайа, — объяснил он, — можно пронзить иглой связку, стопку из ста листьев, казалось бы, моментально, но тем не менее на каждый отдельный лист требуется время, чтобы игла его пронзила. Так и мы не чувствуем время, которое необходимо, чтобы обрести кришна-прему».

#00:24:26#

«Поэтому вначале нам необходим энтузиазм, затем нам необходима реализация. Все хорошо. Если ты станешь следовать в таком-то духе, то это будет высшим благом для тебя. Ты уже утвердился в линии сознания Кришны и не оставляй ее! Это благой путь, когда однажды ты почувствовал вкус кришна-нама».

#00:25:19#

Повсюду в Индии от Каньякумари до Гималаев — повсюду Кришну почитают как верховную личность [Бога] и поклоняются Кришне. Есть люди, которые слепо поклоняются полубогам, но в конечном счете они также поклоняются Кришне как Нараяне. Мы видели культ матери Кали. Каждый год проводят Кали-пуджу, повсюду проводят множество, тысячи Кали-пудж. Когда они поклоняются матери Кали… Как будет на английском прана-пратиштха?

#00:26:39#

Божеству матери Кали они произносят мантру: прана-пратиштха… и т. д., но при этом они водружают нараяна-шилу — вот это я хочу сказать [отметить]. Какому бы полубогу ты ни стремился поклоняться, должна присутствовать нараяна-шила в месте такого поклонения. Они не знают, что без Нараяны невозможно никакое поклонение ни одному полубогу. Полубог не явится, если не присутствует рядом Нараяна. Им это неизвестно, и они просят брахманов прийти, брамины приходят и приносят Нараяну, и в обществе Нараяны они совершают прана-пратиштху. Устанавливают. Совершенно верно, это близкое слово. Они устанавливают божество в прана-пратиштхе в присутствии Нараяны. Но для того, чтобы установить божество Кришны, нет необходимости в присутствии Нараяны. В этом состоит особенность Кришны. И мы видели другие изображения. Прабхупада Сарасвати Тхакур предлагал дандават, предлагал туласи и открывал дверь — божество являлось. Но это другая процедура.

#00:28:35#

[санскрит]

Это удачливая душа. Удачливая душа способна понять и обрести эту трансцендентную связь. Мать Кали, или мать Дурга, или мать или отец, полубоги. Когда устанавливают божества полубогов, то, чтобы установить это божество, необходимо присутствие Нараяны. Мы это видели. Но им неизвестен смысл присутствия Нараяны при этом, поскольку Нараяна — верховный. Так или иначе. Так все и происходит. Ключ у Махапрабху. Махапрабху сказал:

#00:29:40#

харер на̄ма харер на̄маива кевалам…[9]

Воспевай, совершай памятование, поклоняйся трансцендентной вибрации, форме Господа, и ты обретешь величайшее благо.

#00:30:04#

Пракашананда Сарасвати [однажды] спросил Махапрабху: «Почему Ты не изучаешь „Веданта[-сутру]“ и другие священные писания? Почему Ты танцуешь и поешь в обществе обычных людей?» И Махапрабху ответил: «Я глуп. Я не квалифицирован. Я спросил своего Гуру, и Гурудев ответил мне: „Ты не квалифицирован, Тебе нет нужды изучать священные писания. Суть духовной практики заключена в воспевании святого имени Господа. Воспевай это имя, и Ты обретешь высочайшее благо. Но Тебе нужна трансцендентная связь и служение, и Ты обретешь их таким образом. Зачем Ты изучаешь Гангу, полную священных писаний, занимаешься поисками такого рода? В этом нет необходимости. Воспевай святое имя, и Ты обретешь величайшее благо“. Такой ответ дал Мне Мой Гуру, — объяснил Махапрабху. — И поскольку это указание Гуру, Я это делаю, Я ему следую, и Я получаю результат». И Пракашананда Сарасвати подумал: «Я тоже хочу этого!»

#00:31:41#

Билвамангал Тхакур ясным образом этот идеал представил:

адваита-вӣтхӣ-патхикаир упа̄сйа̄х̣,
сва̄нанда-сим̇ха̄сана-лабдха-дӣкш̣а̄х̣
ш́ат̣хена кена̄пи вайам̇ хат̣хена,
да̄сӣ-кр̣та̄ гопа-вадхӯ-вит̣ена[10]

«Я восседал на троне Гуру в линии адвайта-марга, — пишет он [Шрила Билвамангал Тхакур]. Шанкарачарья дал этот идеал. — Но Кришна столь милостив, Он склонил мою голову к Своим лотосоподобным стопам».

#00:32:36#

Но божественная форма Кришны — не в линии виддхи-марга. В виддхи-марге присутствует множество разных явлений. Кришна дал этот путь обычным людям, широким массам, с тем чтобы они шаг за шагом, последовательно продвигались к вершине. Но Кришна также подарил нам «лифт», который позволяет за несколько секунд, [почти] мгновенно от «первого этажа» достичь «десятого этажа».

#00:33:26#

адваита-вӣтхӣ-патхикаир упа̄сйа̄х̣,
сва̄нанда-сим̇ха̄сана-лабдха-дӣкш̣а̄х̣
ш́ат̣хена кена̄пи вайам̇ хат̣хена,
да̄сӣ-кр̣та̄ гопа-вадхӯ-вит̣ена

Это факт.

#00:33:53#

атхава̄ бахунаитена,
ким̇ джн̃а̄тена тава̄рджуна
виш̣т̣абхйа̄хам идам̇ кр̣тснам,
эка̄м̇ш́ена стхито джагат[11]

Он творец всего сущего. Создатель. И творение — для чего оно предназначено? Реальность сама по Себе и сама для Себя. Гуру Махарадж говорил об этом, используя выражение Гегеля. Она не предназначена для наслаждения других. Он [Господь] творит сущее ради собственного наслаждения. Каким образом мы сумеем это понять? И это настолько хорошо, что не нужно пытаться это понять.

#00:34:57#

Возможно, у нас «щенячьи» мозги, ограниченные мыслительные способности, но мы пытаемся понять, поэтому мы страдаем в этом материальном мире. Что нам остается делать? Природа наша такова: хаос. Людям присуща эта хаотичная природа. Когда речь идет о более утонченных или более одаренных существах, подобная природа порождает великие проблемы.

#00:36:00#

Очень трудно убедить ученого в отличие от обычного человека, поскольку ученый постоянно изучает те или иные явления в рамках этого процесса и не готов слушать любые доводы иного рода. Но некоторые ученые, такие как Эйнштейн, Ньютон, — они принимали представление, согласно которому существует нечто, выходящее за пределы этого материального мира. Таким было их представление. Так мы слышали.

#00:36:51#

Мы думаем Ньютон — величайший ученый. И этот величайший ученый заявил: «Я всего лишь мальчишка на берегу великого океана, который собирает на этом берегу океана камешки, гальку»[12]. Также [существуют] авторы различных научных теорий, которые дарят нам определенную надежду, рассказывая нам, что существует нечто, выходящее за пределы наших мыслительных способностей мира материи. Но нет нужды принимать этих мыслителей, ученых в качестве наставников. То, что есть у нас, то, что доступно нам, — необходимо верить в это и идти вперед. Это очень ясно.

#00:38:04#

Существуют тысячи идеалов в духовных книгах. Многочисленные муни и риши представили нам результаты своих изысканий.

…на̄са̄в р̣ш̣ир йасйа матам̇ на бхиннам
дхармасйа таттвам̇ нихитам̇ гуха̄йа̄м̇…[13]

Но что есть чистая религия? Мы не в силах понять это легко, и поэтому мы станем следовать трансцендентным личностям в линии сознания Кришны.

#00:39:22#

Преданный. Когда мы следуем таким личностям, скажем, вам, то возникает антитезис, и мы вынуждены приходить к вам в поисках синтеза. Когда мы не находимся в вашем обществе, то нам кажется, что наше восприятие осквернено, затуманено, и мы возвращаемся к вам. Люди, возможно, опасаются обращаться к вам с совершенно искренними вопросами, открывать вам свое сердце, робеют…

#00:40:11#

Шрила Говинда Махарадж. На все вопросы мы получим ответы, если будем следовать одному указанию Махапрабху. Мы не в состоянии следовать должным образом, и в этом наш изъян. И то, что это наш изъян, — это естественно, поскольку жизнь за жизнью мы взращивали определенные привычки, тенденции — склонность к наслаждению майей. Эту тенденцию, привычку мы взращивали. Человеческие привычки и тенденции гораздо более уродливы, чем те, что присутствуют в животных формах жизни. У животных есть некое вдохновение общего порядка, которое рождается в их физической форме. [Имеются в виду инстинкты. Они ведомы инстинктами.]

#00:41:16#

Но люди отличаются от животных. И зачастую они гораздо более уродливые существа, нежели животные. Поэтому мы будем крайне бдительными, осознанными в отношении нашей ситуации, нашего положения и будем прогрессировать. Такой путь. Быть слепым невозможно, однако необходимо быть слепыми, слепо следуя наставлению Махапрабху, и это будет благом для нас.

#00:41:49#

Бхактивинод Тхакур сказал: «Теперь я вручаю себя Тебе!»

а̄тма-самарпане гела̄ абхима̄на
на̄хи коробу̐ ниджа ракш̣а̄-видха̄н[14]

«Я не буду даже пытаться спасти собственную жизнь». Такого рода идеал нам дают. Но следовать этому идеалу тяжело. Говорить легко, но делать тяжело. Это естественно. Однако альтернативы этому не существует.

#00:42:29#

…калау на̄стй эва на̄стй эва на̄стй эва гатир анйатха̄

Махапрабху сказал, священные писания говорят. Все риши, муни дают нам такое наставление.

Теперь я бы хотел пойти в свою комнату.

#00:42:49#

Джай Ом Вишнупад Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Джай Шрила Бхагаван Бхактисиддхантха Сарасвати Госвами Тхакур ки джай!

Ананта-коти вайшнава-вринда ки джай!

Харинам-санкиртана ки джай!

Харидас Тхакур ки джай!

Всем присутствующим преданным ки джай!

Шри Чайтанья Сарасват Матх ки джай!

Гаура премананде!

Преданные. Харибол!

Джанардан Махарадж. Джай Ом Вишнупад Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Шрила Говинда Махарадж ки джай!

#00:43:28#

Шрила Говинда Махарадж. Это очень хорошо собираться и обсуждать те или иные темы. Но мое здоровье сейчас не позволяет мне это делать. Я постоянно болен, поэтому что я могу поделать? Но лучше что-то, чем ничего, для меня. Так я думаю. Мне предоставляется некая ограниченная возможность общения с вами, обсуждения разных тем. И это тоже благо, и благо и для вас. Поскольку вы все здесь зависите от моего духовного руководства. И я думаю, что мой долг состоит в том, чтобы до известной степени это руководство вам предоставлять.

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнила: Лилавати Деви Даси (Израиль)
Редактор: Традиш Дас



[1] Те там̇ бхуктва̄ сварга-локам̇ виш́а̄лам̇, кш̣ӣн̣е пун̣йе мартйа-локам̇ виш́анти / эвам̇ трайӣ-дхармам анупрапанна̄, гата̄гатам̇ ка̄ма-ка̄ма̄ лабханте — «Вкусив наслаждений райских миров, они исчерпывают запас своего благочестия и возвращаются в мир смертных. Так, становясь жертвами собственного вожделения, последователи мирских ритуалов трех Вед обретают лишь вечное скитание в мире рождений и смертей» (Бхагавад-гита, 9.21).

[2] «Пока закоренелый материалист не осыплет себя пылью с лотосоподобных стоп вайшнава, всецело свободного от скверны мирского бытия, он не разовьет привязанности к лотосоподобным стопам Господа, которого прославляют за Его необычайные деяния. Очистить свою жизнь может лишь тот, кто, обретя сознание Кришны, укрылся под сенью лотосоподобных стоп верховной личности Бога» («Шримад-Бхагаватам», 7.5.32).

[3] ‘Са̄дху-сан̇га’, ‘са̄дху-сан̇га’ — сарва-ш́а̄стре кайа / лава-ма̄тра са̄дху-сан̇ге сарва-сиддхи хайа — «Как гласят все священные писания, даже мимолетного общения с чистым преданным может оказаться достаточным для достижения полного успеха» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 22.54).

[4] Тр̣н̣а̄д апи сунӣчена, тарор апи сахиш̣н̣уна̄ / ама̄нина̄ ма̄надена кӣртанӣйах̣ сада̄ харих̣ — «Тот, кто смиреннее травинки, более терпелив, чем дерево, и почитает других, но не желает какого-либо почтения к себе, всегда достоин воспевать святое имя» («Шри Шикшаштакам», 3).

[5] «Кришна — источник Господа Вишну. Необходимо всегда о Нем помнить и никогда не забывать. Все предписания и запреты, приведенные в шастрах, должны служить этим двум принципам» (стих из «Падма-пураны», который приводится также в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 22.113)).

[6] Джӣвера ‘сварӯпа’ хайа — кр̣ш̣н̣ера ‘нитйа-да̄са’ / кр̣ш̣н̣ера ‘тат̣астха̄-ш́акти’ ‘бхеда̄бхеда прака̄ш́а’ — «Естественное предназначение живого существа — вечно служить Кришне, ибо живое существо относится к пограничной энергии Кришны» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 20.108).

[7] «Кришна известный как Говинда — высший владыка всех миров, сама абсолютная истина. Он вечен и полон блаженства, а тело Его духовно. Безначальный, Он начало всего сущего и причина всех причин» («Брахма-самхита», 5.1).

[8] Уттиш̣т̣хата джа̄грата пра̄пйа вара̄н нибходата / кш̣урасйа дха̄ра̄ ниш́ита̄ дуратйайа̄ дургам̇ патхас тат кавайо ваданти — «Проснись! Не упусти редкой возможности, предоставленной тебе рождением в облике человека. Пока не поздно, встань на духовный путь. Но помни: он остер, как лезвие бритвы. Великие мудрецы, прошедшие по нему до конца, предупреждают о том, как он труден» («Катхопанишад», 1.3.14).

[9] Харер на̄ма харер на̄маива кевалам / калау на̄стй эва на̄стй эва на̄стй эва гатир анйатха̄ — «Только имя Хари, имя Хари, имя Хари! Воистину в эпоху Кали нет, нет, нет иного пути» («Брихан-Нарадия-пурана» (38.126), «Шри Чайтанья-чаритамрита» (Ади-лила, 7.76; 17.21; Мадхья-лила, 6.242)).

[10] «Хотя я пользовался большим уважением среди тех, кто ступил на путь монизма, и хотя я получил посвящение в йогический метод самопознания, один озорник, постоянно шутящий с гопи, заставил меня стать Его служанкой» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 10.178).

[11] [Шри Кришна сказал Своему другу Арджуне:] «Арджуна, стоит ли описывать все Мои безграничные достояния? Одним Своим частичным проявлением Я, как высшая душа, поддерживаю все мироздание» (Бхагавад-гита, 10.42).

[12] В оригинале сказано: “I do not know what I may appear to the world; but to myself I seem to have been only like a boy playing on the sea-shore, and diverting myself in now and then finding a smoother pebble or a prettier shell than ordinary, whilst the great ocean of truth lay all undiscovered before me.”

Чаще всего встречается такой перевод: «Не знаю, чем я могу казаться миру, но сам себе я кажусь только мальчиком, играющим на морском берегу, развлекающимся тем, что иногда отыскиваю камешек более цветистый, чем обыкновенно, или красивую ракушку, в то время как великий океан истины расстилается передо мной неисследованным».

[13] Тарко ’пратиш̣т̣хах̣ ш́рутайо вибхинна̄, на̄са̄в р̣ш̣ир йасйа матам̇ на бхиннам / дхармасйа таттвам̇ нихитам̇ гуха̄йа̄м̇, маха̄джано йена гатах̣ са пантха̄х̣ — «Шри Чайтанья Махапрабху продолжал: „Сухая логика не приводит к окончательному выводу. Тот, кто не имеет своей, отличной от других точки зрения, не может считаться великим мудрецом. В Ведах много разделов, и, просто изучая их, невозможно найти истинный путь, приводящий к пониманию принципов религии. Подлинный смысл религиозных заповедей скрыт в сердце безгрешного святого, постигшего природу духа. Поэтому шастры гласят, что необходимо избрать тот путь совершенствования, который указывают махаджаны“» («Махабхарата», Вана-парва, 313.117; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 17.186; 25.57).

[14] «Всей душой предавшись Тебе, я освободился от бремени неоправданной гордыни. Больше я не стану заботиться о самосохранении» (Шрила Бхактивинод Тхакур. «Атма-самарпане», 1).

Возврат к списку

Наши проекты