Оболочки, скрывающие голос сердца
Оболочки, скрывающие голос сердца
Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж
(18 августа 1996 года. Первый приезд в Россию. Москва)
http://harekrishna.ru/2012/10/11061-obolochki-skryvayushie-golos-serdca.html
#00:00:27#
В действительности гопи не мыслят себя и свою жизнь без Вриндавана. Они постоянно думают о нем. Природа ума такова, что мы постоянно думаем о чем-то. Однако мысли гопи заняты только Вриндаваном. В их уме царит лишь один Вриндаван и его окружение, все, что там происходит.
Возможно, в этой книге идет речь об одном высказывании Махапрабху, когда Он говорит: «Я могу думать о многом, но Я не думаю ни о чем, кроме Вриндавана. Мой ум — это Вриндаван». То есть в Его уме живет лишь Вриндаван и ничего более. Вриндаван и все, что связано с ним.
#00:03:19#
Гопи говорят: «Мы желаем, чтобы Твои лотосоподобные стопы воцарились в наших сердцах, поскольку у нас нет ничего, кроме Твоих лотосоподобных стоп. Пусть они явятся в наших сердцах и займут наш ум. Появление Твоих лотосоподобных стоп в наших умах подобно восходу солнца. Сейчас наши умы заняты темными мыслями, но когда Твои лотосоподобные стопы явятся в наших сердцах, это будет подобно восходу солнца. Это солнце осветит наши умы и сердца. Тогда наши умы и сердца будут полностью удовлетворены». Это объясняется в той бенгальской шлоке, произнесенной Махапрабху.
#00:05:16#
Ученик: Когда речь идет о затруднительной ситуации и что-то подсказывает нам нужный выход, это голос сердца или разума?
#00:07:34#
Шрила Говинда Махарадж: Как правило, все наши поступки продиктованы скорее умом, чем сердцем. В большинстве случаев это так. Ум покрывает все. Это ментальная оболочка. Она покрывает наши действия, продиктованные главным образом умом, а не сердцем. Это работа ума и интеллекта.
#00:08:41#
индрийа̄н̣и пара̄н̣й а̄хур,
индрийебхйах̣ парам̇ манах̣
манасас ту пара̄ буддхир,
йо буддхех̣ паратас ту сах̣ [1]
В действительности буддхи, разум, выше, чем манас, ум. В Бхагавад-гите используется не слово «интеллект», а слово «разум». Он выше ума. Человеку присущи пять чувств, такие как обоняние, осязание, зрение, слух и вкус.
#00:10:25#
Тот, у кого нет ума, не способен ни видеть, ни слышать, ни обонять, ни осязать и так далее, поэтому ум занимает более высокое положение, чем чувства. Чувства находятся в подчиненном положении по отношению к уму. В то же самое время интеллект, разум, занимает более высокое положение, чем ум. Например, человек, которого мы считаем сумасшедшим, может обладать определенным умом, но при этом у него отсутствует подлинный разум.
Но выше разума стоит душа, атма. Когда душа покидает тело, и оно остается безжизненным, все остальное — чувства, ум, разум — становятся бесполезными.
Душа занимает более высокое положение, чем что бы то ни было. Когда душа покидает тело, ни мозг, ни зрение, ни все остальные органы чувств не функционируют.
#00:13:31#
индрийа̄н̣и пара̄н̣й а̄хур,
индрийебхйах̣ парам̇ манах̣
манасас ту пара̄ буддхир,
йо буддхех̣ паратас ту сах̣
Об этом сказано в Шримад Бхагавад-гите и Упанишадах. Об этом так же говорится в «Гита-упанишад».
Транскрипцию выполнил: Сурья Бандху Дас
Редакторы: Бхуван Сундар Дас,
Сварнанги Деви Дас
[1] «Органы чувств выше неодушевленной материи, ум выше чувств, разум выше ума, а над разумом пребывает сама душа» (Бхагавад-гита, 3.42).