Откровения о высшей реальности

Откровения о высшей реальности

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

(18 сентября 1996 года. Москва)

(первое посещение России)

https://harekrishna.ru/2024/12/otkroveniya-o-vysshey-realnosti-govinda-mj-18-09-1996#main

 

Я чувствую себя очень удачливым от того, что все вы собрались здесь сегодня вечером. Я не мог даже предположить, что мне представится возможность посетить эту благоприятную страну, Россию. Хотя меня приглашали сюда дважды, я не допускал мысли о том, что смогу и в самом деле приехать сюда. Дважды я отправлял в Россию Шрипада Сагара Махараджа. Когда он рассказал мне о желании российских преданных, я понял, что мой долг посетить эту страну. Я очень счастлив увидеть всех вас. По милости Шрилы Гуру Махараджа и Шрилы А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады я получил возможность проповедовать по всему миру. Я посетил множество стран и встретил много людей и преданных.

В Индии всегда смотрели на Россию как на страну таинственную. Близкие отношения между Индией и Россией установились в 1947 году. Россия всегда использовала свое право вето в ООН, чтобы защитить Индию. Когда я впервые приехал в Россию, я был сильно удивлен, обнаружив природный вайшнавизм в сердцах преданных и обычных людей. Это наблюдение было совершенно неожиданным для меня. Вайшнавы повсюду должны обладать качествами смирения, терпения и быть способными оказывать почтение другим. Здесь я до сих пор не встретил ни одного человека, кто не обладал бы этими достоинствами. Все, с кем мне приходится встречаться, очень смиренны, терпеливы и почтительны к другим. Поэтому я должен заключить, что природные качества вайшнавизма разливаются по всей России.

По дороге на эту вечернюю встречу мы по ошибке пропустили нужный поворот, и наш водитель обратился к водителю другой машины, которая ехала впереди нас. Тот водитель остановился, вышел из машины и поговорил с нашим водителем. Подобное смирение является естественным проявлением вайшнавизма. Всего несколько лет назад мир не мог видеть этих качеств у жителей России. Диктаторская власть скрывала их от остального мира. Однако как только иностранцы получили возможность встречаться с людьми России и беседовать с ними на близкие каждому темы, немедленно правительство стало приглашать различных религиозных лидеров в Россию. Я вижу, как множество религиозных течений устремляются в вашу страну.

Когда я услышал о том, что тысячи людей пели маха-мантру прямо напротив Кремля, мое сердце танцевало вместе с этими людьми. В политической сфере Россия имеет естественные дружественные отношения с Индией. Однако когда я увидел, что между нашими странами есть также духовная близость, можете представить, какое счастье я испытал в сердце.

От Шрилы Прабхупады я слышал многое о России. У него не было достаточной возможности проповедовать здесь, но это делали его ученики в самой России. Хотя им пришлось пережить много страданий, тем не менее они продолжали проповедовать. И когда в конце концов в Россию пришла религиозная свобода, тысячи и тысячи приняли сознание Кришны, и их экстатические чувства «затопили» Кремль и разлились по всей России. Теперь милостью Шримана Махапрабху и Нитьянанды Прабху экстатические настроения сознания Кришны бурным потоком разливаются по всему миру, и все благочестивые и удачливые люди России приветствуют их. Ибо таков естественный поток религиозных чувств, струящийся в их сердцах.

Когда Шрила А. Ч. Бхактиведанта Свами приехал в Америку, он нашел очень эгоистичную страну. Американцы просты, в этом нет сомнения, но их эго исключительно велико: оно подобно горе. Шрила Прабхупада прорубил туннель в этой горе, и бурный поток сознания Кришны хлынул в Америку. Всего за пять лет Шрила Прабхупада наводнил Америку, Германию, Англию и многие другие страны мира сознанием Кришны. В то время не было возможности направить этот поток и в Россию, но при первой же возможности сознание Кришны ворвалось в сердца русских людей и наполнило их милостью Шримана Махапрабху и Нитьянанды Прабху.

Хотя я не очень достойный, по милости моего Гуру Махараджа и Нитьянанды Прабху я обрел возможность проповедовать сознание Кришны. Проповедь — это служение моей жизни, поэтому я пытаюсь проповедовать сердцем и душой. Путешествуя из одной страны в другую, я встречаю людей, которые поддерживают меня и вдохновляют, — только благодаря вам я полон воодушевления. Благодаря этому я чувствую, что мне очень повезло и я убежден, что наша попытка проповедовать сознание Кришны в России будет успешной.

В «Чайтанья-чаритамрите» говорится:

учхалила према-ванйа̄ чаудике вед̣а̄йа
стрӣ, вр̣ддха, ба̄лака, йува̄, саба̄ре д̣уба̄йа

садж-джана, дурджана, пан̇гу, джад̣а, андха-ган̣а
према-ванйа̄йа д̣уба̄ила джагатера джана[1]

Когда Шри Чайтанья Махапрабху проповедовал по всей Индии, волны сознания Кришны затопили всех. Все чувствовали воодушевление, просветленные сознанием Кришны. Однако после ухода Махапрабху поток сознания Кришны прервался. Теперь же он с новой силой хлынул в мир. Река сознания Кришны ворвалась в Россию и, благодаря этому, появилось служение и для меня.

Если вы хотите задать вопросы, я попытаюсь помочь вам, вспоминая то, что я получил от моего Гуру Махараджа, а также от Шрила Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады Тхакура и А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады.

Вопрос. В писаниях говорится, что ученик должен видеть своего духовного учителя как проявление Нитьянанды Прабху. Как развить такое видение духовного учителя?

Шрила Говинда Махарадж. С помощью веры. Без веры мы не способны ни на что. В первую очередь нужно иметь веру в духовного учителя, в Шрилу Прабхупаду и Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати Тхакура, а также во всю нашу гуру-парампару. Вера есть основа всех религий, не только вайшнавизма. В христианстве, исламе и буддизме основополагающим принципом является вера. Без веры вы не способны двигаться вперед. Вам нужно уверовать в великую личность или в слова Господа Шри Кришны, которые запечатлены на страницах Шримад Бхагавад-гиты. Господь Кришна сказал в «Шримад-Бхагаватам»:

тасма̄т твам уддхавотср̣джйа,
чодана̄м̇ пратичодана̄м
правр̣ттим̇ ча нивр̣ттим̇ ча,
ш́ротавйам̇ ш́рутам эва ча[2]

«Прими прибежище у Меня, и ты обретешь любовь, красоту, очарование и счастье, которые ищешь. Но имей веру в Мои слова; иначе ты не обретешь желаемого».

тасма̄д гурум̇ прападйета,
джиджн̃а̄сух̣ ш́рейа уттамам
ш́а̄бде паре ча ниш̣н̣а̄там̇,
брахман̣й упаш́ама̄ш́райам[3]

«Гуру должен быть достойным, а ученик должен иметь веру в Гурудева. Встретив Гурудева, ученик должен подойти к нему со всем смирением, почтением и верой».

Итак, в первую очередь необходима вера. Иначе [двигаться вперед] невозможно.

Вопрос. Почему существует демонический мир? Если Кришна — источник всего, зачем нужны демоны и демонический мир?

Шрила Говинда Махарадж. Это хороший вопрос. Кришна обладает тремя видами энергий. Одна называется чит-шакти, другая — джива-шакти, а третья — майя-шакти. Чит-шакти — это трансцендентная энергия. Джива-шакти также трансцендентная энергия. В чит-шакти всегда происходят игры Кришны. Когда Кришна хочет играть, Он занимает для этого Свои собственные энергии, благодаря которым проявляются Его разнообразные образы, или различные проявления Его изначального образа. Истина реально существует в Себе и для Себя. Иначе она не была бы абсолютной реальностью. Реальность имеет три способности: чувствовать, мыслить и желать. Эти три качества полностью проявлены в Шри Кришне.

Когда сладостный Абсолют желает играть, Он играет со Своими собственными энергиями. Дживы (души) исходят из джива-шакти, и по милости трансцендентного сияния практически все они отправляются в трансцендентный мир. Это трансцендентное сияние наделяет дживу настроением служения, желанием участвовать в лилах Господа. Подавляющее большинство джив присоединяется к Господу в Его божественных играх в духовном мире.

Другая энергия называется майя-шакти. Она — тень чит-шакти. Ее предназначение то же самое — участвовать в играх Господа. Она помогает Его игре. Когда дживы исходят из джива-шакти, некоторые из них, к своему несчастью, «впрыгивают» в тень майи, желая наслаждаться материей. Но девяносто девять и девять десятых процентов джив отправляются в трансцендентный мир, для того чтобы служить Господу. Они обретают свою роль в Его играх. Однако некоторые неудачливые души, едва появившись на свет, привлекаются майя-шакти. Они считают себя наслаждающимися и надеются насладиться майей. Их привлекает майя, майя связывает их, и они играют с майей.

Все происходит по воле Господа. Стоит появиться тезису, в то же время возникает антитезис. Из первых двух вырастает синтез. Во время театрального представления на сцене появляется множество героев, и все вносят свой вклад в спектакль. Когда являет Свою игру Тезис — сладостный Абсолют, — антитезис мгновенно проявляет себя как Его антипод. Затем тезис и антитезис уравновешивают друг друга в синтезе. Сам Господь приводит их в равновесие ради достижения цели представления. Сладостный Абсолют является сам для того, чтобы восстановить порядок, разрушенный антитезисом.

йада̄ йада̄ хи дхармасйа,
гла̄нир бхавати бха̄рата
абхйуттха̄нам адхармасйа,
тада̄тма̄нам̇ ср̣джа̄мй ахам[4]

Эта шлока говорит о необходимости явления Господа. Установленный порядок нарушается по воле самого Господа. Такова сладостная игра Абсолюта. Но после разрушения [установленного прежде] Господь нисходит сам, чтобы вновь утвердить закон. Он играет и воссоздает гармонию, но затем опять неизбежно все разрушается. Если бы не этот закон, тогда кажущаяся смерть не приходила бы к телу, наделенному сознанием. Невозможно испытать полное удовлетворение от пищи без кислого и острого вкусов. Невозможно испытать блаженство духовной жизни без присутствия контрастных антагонистических элементов. Кришна всегда защищает Своих преданных от демонов, когда те становятся достаточно сильны. Но проходит время, и демоны вновь поднимают голову. Такова игра Кришны. Когда преданный страдает, Кришна спешит спасти Своего заблудшего слугу.

Вопрос. Многие люди ищут любовь. Как понять, что есть божественная любовь? Мы стремимся к любви, но не понимаем, что такое любовь.

Шрила Говинда Махарадж. Как вы сможете понять, что такое божественная любовь, не попав туда, где она правит? В первую очередь необходимо достичь той «земли», и тогда вы сможете сорвать растущий там плод. Этот плод с трансцендентного древа преданности, плод бхакти-латы. Когда семя бхакти-латы начинает прорастать в сердце, когда вы обильно поливаете его, в свой срок появится и плод. А̄дау ш́раддха̄. Сначала садху помещает семя в плодородную «почву» сердца человека, обладающего верой. Затем с помощью садханы семя начинает прорастать. Этот процесс называется бхаджана-крия.

а̄дау ш́раддха̄ татах̣ са̄дху-сан̇го ’тха бхаджана-крийа̄
тато ’нартха-нивр̣ттих̣ сйа̄ттато ниш̣т̣ха̄ ручи-статах̣[5]

Ответ на этот вопрос содержится в «Бхакти-расамрита-синдху». Там рассказано о том, как достичь платформы любви. Если вы поместили себя на план служения, в вашем сердце обязательно разовьется совершенная привязанность к Господу и отрешенность от мирского окружения. На платформе анартха-нивритти вы еще не можете испытать кришна-прему. После того, как вы обрели семя кришна-премы, бхакти-лата-биджу, посадили в сердце и поливаете его, — семя будет расти: родится чувство к Господу и привязанность к Нему. Привязанность к материальному миру будет уменьшаться, а привязанность к трансцендентным ощущениям будет пропорционально усиливаться. Трансцендентные ощущения будут расти с каждым днем. Придет ручи — вкус. После этого вам более не грозит падение. Когда разовьется это настроение преданности, вы будете проводить двадцать четыре часа в сутки в служении вашему возлюбленному Господу Шри Кришне.

Вопрос. В Бхагавад-гите Арджуна отказывается сражаться, и тогда Кришна говорит ему, что арий не должен вести себя таким образом. Не могли бы вы объяснить, кто такой арий?

Шрила Говинда Махарадж. В те времена арией считался тот, кто следует ведической культуре.

Вопрос. Один русский ученый сказал, что на берегу реки Урал в древние времена находилось поселение ариев, которые затем переселились в Индию. Что вы можете сказать об этой теории? Этот ученый нашел остатки древнего города, называемого Аркаим. Город был построен в форме лотоса. В центре города находилось место для совершения огненных жертвоприношений (ягьи).

Шрила Говинда Махарадж. Это вполне возможно, за всем этим стоит история. Но Веды есть апаурушея. Они не созданы человеком. Когда трансцендентное знание нисходит в сердца обусловленных душ, те начинают совершенствоваться в духовной жизни под руководством [духовного] учителя и на основе обретенного [теистического] понимания. Время обладает огромной протяженностью, а мир — бесконечно велик. Поэтому иногда в некоторых местах ведическая культура проявляет себя и утверждает на многие тысячи лет. Из места своего возникновения она может распространиться и на другие части мира. Римляне могут считать себя ариями; немцы могут считать себя ариями; или русские также могут считать себя ариями, но истина может быть везде. Знание ариев является их богатством, и это знание было распространено по всему миру. В некоторых странах культура, основанная на ведическом знании, была очень сильна, тогда как в других ее изгоняли. Какой-то определенный исторический период времени не принадлежит арийской цивилизации.

Недавно в Пакистане на стене одной пещеры была обнаружена древняя надпись — шлока из «Шримад-Бхагаватам». Ученые определили, что этой надписи пять тысяч лет. Стихи «Бхагаватам» содержат знание ариев. Жители Пакистана могут заявить, что они принадлежат к ариям, но римляне также имели на это право. Они могли сказать, что арийская культура зародилась в Риме и распространилась по всему миру из Рима. Это могло бы быть правдой, если бы в пользу этого существовали неопровержимые доказательства. Немцы утверждали, что арий должен обладать определенными телесными чертами. И это мнение не лишено оснований. В джьотише (астрологии) говорится, что определенные внешние черты говорят о качествах личности. Там содержатся описания, какова должна быть форма носа, разрез глаз и т. д.

Если кто-то утверждает, что на определенном участке земли некогда существовала процветающая арийская цивилизация, что она распространила свое влияние по всему миру, но позже погибла, и теперь археологи и историки находят ее остатки, мы готовы согласиться с подобным мнением. Да, арии существовали. Арийская культура — это культура, идентичная ведической культуре. Сущность ведической культуры состоит в том, что она исходит из ведического знания, и это знание может распространиться повсюду. Мы находим ее символы везде, где она была установлена.

Восемьдесят процентов людей в Индии считают себя хинду. В древние времена арии населяли берега реки Синдху. Позже индуизм подвергся осквернению и на этой территории был практически уничтожен. В наши дни подавляющее большинство людей, живущих у реки Синдху, — это мусульмане. Сейчас река Синдху находится на территории Пакистана. Изменения могут происходить в течение любого века. Но также в любой век все может быть восстановлено.

Вопрос. Каким образом духовный учитель принимает карму своих учеников во время инициации? В «Харинама-чинтамани» Харидаса Тхакура говорится, что духовный учитель может ввести своего ученика в нама-расу. Как это происходит и каковы внутренние и внешние действия ученика, обладающего нама-расой?

Шрила Говинда Махарадж.

дӣкш̣а̄-ка̄ле бхакта каре а̄тма-самарпан̣а
сеи ка̄ле кр̣ш̣н̣а та̄ре каре а̄тма-сама

сеи деха каре та̄ра чид-а̄нанда-майа
апра̄кр̣та-дехе кр̣ш̣н̣а чаран̣а бхаджайа[6]

«Во время инициации, когда ученик предается Гуру, сам Кришна в образе Гуру принимает его. Он принимает все».

Когда Кришна в образе Гуру принимает все, жизнь ученика становится благоприятной. У вас есть определенный опыт в этом. Если большой банк подчиняет себе малый банк, клиенты последнего автоматически устанавливают отношения с большим банком. Любые долги или проблемы малого банка берет на себя большой банк. Когда искренний человек принимает прибежище у Кришны, он все свое состояние складывает с состоянием Кришны. Тогда Кришна в образе Гуру принимает ответственность за него. Все хорошее или плохое переходит на «счет» Кришны [в случае полного предания со стороны ученика]. Кришна в образе Гуру также принимает карму своих учеников. Кришна решает, забрать ученика в этой жизни или в следующей. Все в Его руках. Поскольку моя карма переходит к Кришне, после того как я предаюсь Ему, что мне надлежит делать? Я должен служить Кришне, и мои действия должны быть правильны, поскольку жизнь моя больше не принадлежит мне, она — собственность Кришны.

Вторая часть вопроса состоит в том, как ведет себя тот, кто обрел нама-расу. Нама-раса — это трансцендентное состояние. В ней нет ничего материального. Эта раса (трансцендентный «сок») — не то же самое, что гранатовый или яблочный сок. Когда Гуру инициирует нас, мы, его ученики, начинаем медитировать на Кришну. Внутренний смысл мантры связывает нас с Кришной. Мы медитируем на то, что Кришна есть и сила, и источник силы. В медитации мы вручаем себя Ему, предаемся Его лотосоподобным стопам.

Получив мантру, я должен начать медитировать с ее помощью. Я получил семя от Гурудева, после этого силой медитации я пробуждаю себя к деятельности. Благодаря практике сознания Кришны в свой срок вырастет семя и явит свою красоту, очарование, экстаз, любовь, близость и сладость. Через действие я обрел семя. Гуру Махарадж учил: премн̣о хи бӣджa-прадам. Мы обретаем семя кришна-премы. Определенный тип взаимоотношений, который связывает нас и Господа, называется нама-расой. Эти взаимоотношения проявятся в наших сердцах.

Бхактивинод Тхакур прояснил это в «Джайва-дхарме». Бабаджи Махарадж дал мантру Вайшнаву Дасу во время инициации. Бабаджи Махарадж повелел ученику повторять эту мантру, обещав ему, что она проявит себя в его сердце. Он сказал, что мантра проявит себя в форме экстатических взаимоотношений, которые свяжут его с Господом, и тогда он обретет возможность служить Господу. Нама-раса — это любовное отношение и привязанность к Господу. Такова нама-раса. Вы служите Кришне тем, что есть в вашем распоряжении, и благодаря этому в ваше сердце приходят блаженство и радость. Вы обретаете все больше и больше севы.

Вопрос. Известно, что обусловленные души не имеют отношений с Господом. Когда духовный учитель дает ученику во время инициации новое имя, означает ли это, что Гуру устанавливает отношения ученика и Господа?

Шрила Говинда Махарадж. В зеркале своего сердца Гуру может видеть, каким образом в будущем проявятся взаимоотношения его ученика и Кришны. Опираясь на это, он выбирает соответствующее имя для ученика. Обусловленная душа не знает, какова ее роль в играх Кришны. Но Гуру чувствует это в своей медитации и, на основе своего понимания природы взаимоотношений Кришны и этой конкретной дживы, связывает их друг с другом. Эти отношения могут позже измениться, поскольку настроение преданности ученика может принять иные формы. Кроме того, тот же самый Гуру может прийти в ином образе. Такие изменения взаимоотношений могут произойти на уровне освобождения.

Вопрос. Как нам понять положение о том, что в одном теле пребывают одновременно и мужчина, и женщина?

Шрила Говинда Махарадж. Когда мы произносим слова «верховная личность Бога», мы имеем в виду личность, обладающую силой. Иначе невозможно быть верховным. Без силы верховная личность не может быть совершенной. Сила и источник силы присутствует в одной личности, и природа этой высшей личности такова, что Он всегда желает игры. Когда сила взаимодействует с источником силы и наоборот, Они принимают два отдельных образа: неделимое становится делимым. Когда сила желает игры, она тут же являет эту игру. ра̄дха̄-кр̣ш̣н̣а эка а̄тма̄. В «Чайтанья-чаритамрите» приводится этот пример: Радхарани и Кришна, сила и источник силы, едины, но Они всегда стремятся к игре. Невозможно сказать, когда Они начали эту игру. Это вечная игра сладостного Абсолюта. Теория пространства и времени не распространяется на эту безграничную игру, поэтому ее называют ачинтья.

ра̄дха̄-кр̣ш̣н̣а эка а̄тма̄, дуи деха дхари’
анйонйе виласе раса а̄сва̄дана кари’[7]

Кришнадас Кавирадж Госвами приводит стих, написанный Сварупой Дамодарой:

ра̄дха̄ кр̣ш̣н̣а-пран̣айа-викр̣тир хла̄динӣ ш́актир асма̄д,
эка̄тма̄на̄в апи бхуви пура̄ деха-бхедам̇ гатау тау
чаитанйа̄кхйам̇ пракат̣ам адхуна̄ тад-двайам̇ чаикйам а̄птам̇,
ра̄дха̄-бха̄ва-дйути-сувалитам̇ науми кр̣ш̣н̣а-сварӯпам[8]

Ра̄дха̄-кр̣ш̣н̣а эка а̄тма̄ означает, что Радха и Кришна едины. Они имеют единую недвойственную форму. Однако Они приняли два образа, образ силы и образ источника силы. Они играют друг с другом. Такова природа сладостного Абсолюта.

Вопрос. Если Радхарани девочка четырнадцати лет, то каким образом Она может быть силой Кришны, и как Она может играть с Ним? Она выглядит как юная девушка. Как же Она может быть силой Кришны?

Шрила Говинда Махарадж. Кришна хочет играть со Своей силой. Немедленно сила понимает, каково Ее положение, и тогда Она принимает образ девушки четырнадцати лет. Нам неизвестно, когда она приняла этот образ, поскольку такова вечная игра сладостного Абсолюта. Кроме того, этот возраст идеально подходит для Их танца. Сила всегда получает свободу от источника силы, иначе она не может играть.

Иногда мать дает ребенку горькую пищу и говорит, что это хорошо для него. Ребенок знает, что горький вкус неприятен. Горькое не может быть вкусным, но он ест это горькое блюдо из-за любви к своей матери. Когда Кришна наделяет Радхарани всей Своей силой, Она отрешена, но в то же самое время привязана. То, как это происходит, — ачинтья, непостижимо. Ачинтья означает «непостижимое», но существующее. Поскольку самый подходящий, самый красивый и полный энергии образ проявляется в возрасте четырнадцати лет, Радха и Кришна играют друг с другом именно в этот период.



[1] «Поток любви к Богу разлился повсюду и поглотил всех: стариков, молодых, женщин и детей. Движение сознания Кришны затопит весь мир, и в водах этого потопа окажутся все: честные и мошенники, хромые, немощные и слепые» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 7.25–26).

[2] Тасма̄т твам уддхавотср̣джйа, чодана̄м̇ пратичодана̄м / правр̣ттим̇ ча нивр̣ттим̇ ча, ш́ротавйам̇ ш́рутам эва ча // ма̄м экам эва ш́аран̣ам а̄тма̄нам̇ сарва-дехина̄м, йа̄хи сарва̄тма-бха̄вена майа̄ сйа̄ хй акуто-бхайах̣ — «О Уддхава, оставь Веды и другие священные писания, откажись от всех их предписаний и запретов, от всего, что ты когда-либо слышал или еще услышишь, просто прими всем сердцем прибежище во Мне. Я источник жизни всех существ. По Моей милости ты обретешь бесстрашие» («Шримад-Бхагаватам», 11.12.14–15).

[3] «Поэтому любой человек, серьезно желающий обрести реальное счастье, должен найти истинного духовного учителя и принять у него прибежище, инициацию. Квалификацией подлинного Гуру является то, что он осознал выводы священных писаний и способен убедить других в истинности этих выводов. Таких великих личностей, которые обрели прибежище у Всевышнего, оставив в стороне все материалистичные соображения, следует принять истинными духовными учителями» («Шримад-Бхагаватам», 11.3.21).

[4] «Каждый раз, когда на Земле воцаряется безбожие и религия приходит в упадок, Я лично нисхожу в этот мир, о потомок Бхараты» (Бхагавад-гита, 4.7).

[5] «[Существуют разные стадии проявления премы:] Сначала шраддха, то есть вера; затем садху-санга, или общение со святыми; после этого бхаджана-крия, или духовная практика; затем анартха-нивритти, то есть прекращение оскорблений или устранение препятствий; затем ништха — устойчивость, за которой идет ручи — вкус» («Бхакти-расамрита-синдху», 1.4.15).

[6] «С момента посвящения, когда преданный полностью отдает себя служению Господу, Кришна начинает смотреть на него как на равного самому Себе. Когда преданный благодаря самопреданию обретает духовное существование, он начинает служить лотосоподобным стопам Господа, пребывая в трансцендентном теле» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 4.192–193).

[7] «Радха и Кришна — единое целое, но Они предстают в двух телах. Так Они наслаждаются друг другом, вкушая расы любви» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 4.56).

[8] «Любовные отношения Шри Радхи и Шри Кришны абсолютно духовны и представляют собой проявление внутренней энергии Господа — энергии наслаждения. Хотя Радха и Кришна по Своей сути одно целое, Они навечно предстали в двух образах. Теперь эти божественные личности воссоединились в образе Шри Кришны Чайтаньи. Я склоняюсь перед Ним, ибо Он — сам Кришна, который проникся настроением Шримати Радхарани и обрел цвет Ее тела» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 1.5).

Возврат к списку

Наши проекты