Пища преданных — прасад
Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж
(Санкт-Петербург, 19 июня 2001 года)
http://harekrishna.ru/2014/03/15082-pisha-predannyh-prasad.html#main
Диета связана с телом. [Всегда старайтесь ослаблять озабоченность своим телом.] Разные типы пищи оказывают разное воздействие, обладают разной ценностью. В наши дни медицина признает эти факты. Мы все здесь вегетарианцы. Но вегетарианцы, так сказать, на внешний взгляд. Мы едим руками, кладем пищу в рот. Но в то же время принятие в пищу чего бы то ни было здесь — это всегда убийство, это связано с убийством.
#00:01:47#
Человек может и не убивать, не поедать плоть животных, не быть повинным в убийстве животных, но он ест плоть растений и повинен в убийстве других живых существ. Разные продукты питания обладают разными качествами и разным воздействием. В целом, эти качества делятся на три категории — саттва, раджас и тамас.
#00:02:49#
Саттва — это то, что обладает чистой природой, что не приносит в ум беспокойства и раздражения, напротив — умиротворение, что очищает существо человека. Такая еда относится к категории саттва-гуны.
#00:03:42#
Когда же человек употребляет в пищу кровь и плоть животных, такая пища возбуждает его. Она повышает уровень его материальной, сексуальной активности. Сюда относится гнев. Человек становится более гневным, когда питается подобной пищей. Жадность. Сумасшествие. Человек, по сути, сходит с ума. Раджа-гуна. Это происходит в раджа-гуне. Тама-гуна же создает в теле еще более опасный дух.
#00:04:57#
Поэтому тот, кто практикует духовную жизнь, стремится воздерживаться от соприкосновения с тамасом и раджасом и очищать свою жизнь, благодаря саттве, благости, употребляя растительную пищу. Так же и в природе есть большие животные, такие как слон, лошадь, зебра — они чистые вегетарианцы, но это не делает их слабыми, уязвимыми. Поэтому когда мы употребляем только лишь растительную пищу, нет опасности, что мы ослабнем. Напротив, эта саттвичная пища принесет умственный покой.
#00:06:11#
Однако, говоря по существу, наш процесс иной. Мы на самом деле вовсе не едим. Мы предлагаем пищу Господу, а затем остатки Его трапезы мы почитаем [как прасад, милость] как пищу для себя. Наши священные писания говорят: то, что связано с Господом, находится за пределами действия трех гун, трех начал материальной природы. И это наделяет нас прекрасными чувствами.
#00:07:28#
патрам̇ пуш̣пам̇ пхалам̇ тойам̇
йо ме бхактйа̄ прайаччхати
тад ахам̇ бхактй-упахр̣там
аш́на̄ми прайата̄тманах̣ [1]
И также:
йат карош̣и йад аш́на̄си
йадж джухош̣и дада̄си йат
йат тапасйаси каунтейа
тат куруш̣ва мад арпан̣ам [2]
#00:07:53#
Кришна говорит в Бхагавад-гите: все, что мы делаем, все, что мы принимаем в пищу, мы должны сначала предлагать Господу, Ему, и принимать как Его милость. В общем и целом, саттвичная пища гораздо лучше, чем раджасичная и тамасичная пища. Таков мой ответ.
Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнила Ювати Деви Даси
Редактор: Традиш Дас
[1] «Если человек с любовью предложит Мне листок, цветок, плод или воду, Я непременно приму его искреннее подношение» (Бхагавад-гита, 9.26).
[2] «Каунтея, чем бы ты ни занимался: вкушаешь ли ты пищу, жертвуешь чем-либо или приносишь что-либо в дар, совершаешь ли аскезы — совершай всю деятельность как подношение Мне» (Бхагавад-гита, 9.27).