Подлинная отрешенность
Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж
(10 июля 2001 года. Вриндаван Дхама, Индия)
https://harekrishna.ru/2024/12/podlinnaya-otreshennost-govinda-mj-10-07-2001#main
Джая Шрила Гуру Махарадж ки джая!
К нашему большому счастью, мы сейчас находимся в Шри Вриндаван-дхаме у Говардхана. Было время, когда Говардхан, Вриндаван, Радха-кунда, Шьяма-кунда и все места, где проходили игры Господа Кришны, были сокрыты, хотя Говардхан [никогда] не был сокрыт полностью. Махапрабху лично открыл Радха-кунду и Шьяма-кунду. Он отправил Рупу Госвами и Санатану Госвами сюда, во Вриндаван, и приказал им открыть эти места. Вриндаван в то время был совсем не похож на тот, что есть сейчас. Рупа Госвами и Санатана Госвами пришли сюда с другими преданными, чтобы открыть многие места, где проходила кришна-лила.
Те, кто открыл нам эти места, имели очень отрешенное состояние ума. Махапрабху был очень отрешен от всего мирского, это же было свойственно характеру Санатаны Госвами — все вайшанавы были отрешены. Они даже не желали проводить на одном месте две ночи подряд. Мы не способны постичь эту степень отрешенности.
Сам Махапрабху уполномочил Шри Рупу, Санатану, Рагхунатха Бхатту и Локанатха Даса Госвами. Он поставил во главе всех Рупу Госвами и Санатану Госвами. Они жили во Вриндаване, и все вайшнавы приходили к ним. Махапрабху послал Рагхунатха Бхатту Госвами к Рупе и Санатане. Локанатх Дас Госвами знал об этом, потому что он тоже жил рядом с Рупой и Санатаной. Нитьянанда Прабху отправил Дживу Госвами во Вриндаван принять руководство Рупы и Санатаны, и Гопал Бхатта Госвами также жил у них.
Мы не можем себе представить, насколько отрешенными они были. Они выходили каждый день и собирали мадхукари. Иногда кто-то давал им кусочек роти. Собрав три или четыре кусочка роти, они возвращались обратно и ели их с небольшим количеством приправы или с чем-то еще, что им удалось добыть. Если же ничего больше добыть не удавалось, они ели только сухие роти. В те дни, когда они собирали немного больше [чем обычно], они клали запасы на окно для просушки.
Я рассказываю эту историю о сухих роти на окне, поскольку помню, что, когда я первый раз пришел к Шриле Гуру Махараджу и остался в бхаджан-кутире Санатаны Госвами в Нандаграме, там жили четыре других вайшнава, получивших посвящение у Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Они каждый день жили только за счет мадхукари. Я заметил, что когда они собирали немного больше мадхукари, чем обычно, то на следующий день или [даже] всю неделю они больше не выходили. Они клали эти роти на окно. Было очень жарко, и роти быстро высыхали. Каждый день они клали роти в воду, и они становились немного мягче. Они ели их вместе с молоком, которое им тоже давали как мадхукари, и с небольшим количеством соли. Гуру Махарадж тоже питался этим, и я тоже принимал этот прасадам. В наш век мы не можем представить себе такую степень отрешенности.
Однажды в нашем Матхе поселился один санньяси. Его Гуру был тоже санньяси и учеником Гуру Махараджа. Его звали Бхакти Дешика Ачарья. Сейчас он уже умер. Он повторял три лакха харинама каждый день и не спал всю ночь. Его знали все вокруг, он был очень известен. Все хотели дать ему мадхукари, но он брал только самую малость. Таков был его характер. Когда он решил принять санньясу, он пришел к Гуру Махараджу и сказал: «Я потратил так уже пятнадцать или шестнадцать лет своей жизни. И теперь я обрел силу, чтобы [строго] следовать по пути моего Гуру Махараджа, Шрилы Прабхупады Сарасвати Тхакура. Для этого я хочу принять санньясу». Затем он принял санньясу от Гуру Махараджа и ушел.
Затем его ученик поселился в нашем Матхе. Однажды я спросил его: «Какую севу ты совершаешь?» Он ответил: «Я не знаю иной севы, кроме повторения харинама. Я останусь в своей комнате. Я буду жить только на мадхукари и не стану принимать прасадам в Матхе». Во Вриндаван-дхаме все еще есть много вайшнавов, которые следуют этому примеру Рупы и Санатаны.
Прабхупада Сарасвати Тхакур хотел наделить милостью Чайтаньи Махапрабху весь мир. Он не любил отрешенности. Его удовлетворяло только служение ради Махапрабху. Махапрабху сказал: «Джӣве дайа̄ на̄ме ручи ваиш̣н̣ава сева»[1]. Множество раз Махапрабху говорил о том, как благоприятен отрешенный образ жизни. Нет сомнений, что Он желал этого. Но [лишь] просто отрешение может привести нас только на нирвишеша-локу. Однако так или иначе на примере деяний самого Махапрабху и Его преданных можно понять, как важно избавиться от привязанностей к канаке, камини и пратиштхе — камням преткновения на духовном пути преданности.
Итак, будто бы есть несогласие между Прабхупадой Сарасвати Тхакуром и Махапрабху. Но это только на первый взгляд. В действительности, настроение Прабхупады Сарасвати Тхакура не отличается от настроения Махапрабху. Он [Шрила Сарасвати Тхакур] сказал: «Многие следуют Рупе и Санатане только внешне, но внутри они все еще привязаны к канаке, камини и пратиштхе».
В сахаджия-сампрадае ко всему относятся очень легковесно. Прабхупада Сарасвати Тхакур говорил: «Чего вы хотите? Если вы хотите Кришну, Он знает ваше сердце. Деяниям Кришны нельзя подражать. Лучше совершайте какую-то садхану». Садхана означает вайшнава-сева и повторение Харе Кришна. Прабху кохе — «джӣве дайа̄ на̄ме ручи ваиш̣н̣ава сева». Если вы относитесь к другим с добротой, то вас не ждет никаких последствий, и Кришна окажет вам Cвою милость. Поэтому старайтесь помочь другим, попытайтесь пробудить их. Все дживы спят и грезят. Разбудите их. Это называется джӣве дайа̄, что означает внутреннее пробуждение души. Не имеет смысла строить какие-то больницы или другие учреждения для заботы о бренном теле, нужно [прежде всего] пробудить внутреннюю жизнь. Это поможет им [душам] занять правильное, сознательное положение. Махапрабху дал указания, благодаря которым мы можем оставаться в таком положении. Рупа и Санатана следовали им со всей строгостью.
Здесь, во Вриндаване, находится Говинда-мандир Шрилы Рупы Госвами. В действительности, этот храм построен не Рупой Госвами. Построить его велел своему ученику Рагхунатх Бхатта Госвами. Рупа Госвами принял это служение, но сам он время от времени жил в пещере. Когда он стал уже очень стар, Джива Госвами забрал его оттуда и заботился о нем. Рагхунатх [Дас] Госвами жил на Радха-кунде. Санатана Госвами жил совсем рядом с храмом Мадана-Мохана.
Махапрабху любил отрешенность, но не просто внешнюю [отрешенность], а отрешенность ума и речи. Служить Шри Кришне и ничего больше — таково было учение Махапрабху. Не погружаться все больше и больше в материальный мир, а постепенно переходить в духовный. Наше истинное бытие — в духовном мире, в царстве Бога. Все это знают. Шрила Прабхупада Сарасвати Тхакур множество раз говорил: «Обратно домой, обратно к Богу. Вернитесь в обитель Бога». Там вы получите служение. И когда вы войдете в этот мир служения, вы будете более чем счастливы, и [уже] не захотите возвращаться обратно. Таково бытие в определенной части этого мира или выше него, в ином мире. Но Гуру Махарадж говорил: «Все есть внутри вас, все существует в сознании».
Бхактивинод Тхакур говорил: «Где бы ни совершался подлинный бхаджан, там [проявлена] Голока Вриндавана». Такие чувства приходят в сердце преданного. Но если оно слишком погружено в материалистические удовольствия, Кришна и Махапрабху не будут довольны. Махапрабху хотел, чтобы мы отреклись от материи, чтобы быть способными войти в кришна-лилу. Таково указание Махапрабху. Рупа, Санатана и другие Госвами также давали нам это понимание. Для начала мы должны отказаться от привязанности к деньгам, богатству, женщинам и славе. Такова подлинная отрешенность.
Когда Господь Гопал украл кхир для Мадхавендры Пури, он [Мадхавендра Пури] очень испугался, поскольку священник пришел искать его, держа этот кхир [в руке]. При этом он кричал: «Кто здесь Мадхавендра Пури? Я должен отдать ему этот кхир, сладость из сгущенного молока. Гопал оставил для него этот кхир!» Мадхавендра Пури не откликнулся на свое имя. Он был очень расстроен, он быстро взял глиняный горшок с кхиром и убежал прочь, думая: «Завтра же утром все узнают, что Гопал украл для меня этот горшочек кхира, и я стану очень известным». Он бежал от известности, от пратиштхи. Преданные не хотят пратиштхи, но она сама следует за ними. Они бегут от пратиштхи, но она ищет их. Так или иначе, Рупа и Санатана сейчас очень известны, хотя жили здесь, во Вриндаван-дхаме.
В этот век мы также можем найти подобную степень отрешенности, но Прабхупада Сарасвати Тхакур говорил, что невозможно [сполна] следовать по этому пути. Однако возможно отдать свой ум, отдать все и полностью, двадцать четыре часа в сутки служить Кришне. Не ради себя [что-то делать], но служить Кришне. Это приходит через Гуру и вайшнавов. Этот метод дал нам Прабхупада Сарасвати Тхакур. Шрила Гуру Махарадж следовал ему. Мы стараемся помнить об этом. Мы просто пытаемся продолжать эту преемственность, проповедуя сознание Кришны и одухотворяя современное положение мира. Но если мы хотим дать благо всему миру, нам нужно отрешиться от привязанности к материальному. Не следует слишком вовлекаться в интересы мира, надо пытаться отстраниться от него, насколько это возможно.
Когда Рагхунатх Бхатта Госвами первый раз встретил Махапрабху, он восемь месяцев провел вместе с Ним в Пури-дхаме. Затем он вернулся в Бенарес. Махапрабху велел Рагхунатху Бхатте Госвами оставаться неженатым. Сегодня мы видим в нашем обществе, что брахмачари со временем женятся, но Махапрабху строго запрещал это. Семейная жизнь не так [уж] плоха, но поддерживать отрешенность и служить Кришне, ведя семейный уклад жизни, не так-то легко. Слишком большое бремя ложится на наши плечи после свадьбы. Поэтому Махапрабху не велел Рагхунатху Бхатте Госвами жениться.
Таково было заключение Прабхупады Сарасвати Тхакура и Гуру Махараджа: семейная жизнь очень тяжела и невозможно быть отрешенными. Если вы не отрешитесь от материального мира, как вы будете служить Шри Кришне? Сначала необходимо подготовить место для Кришны в своем сердце. Однако если в вашем сердце находятся ваша жена, отец, мать, брат, сын, внук и другие близкие, то где же там место для Кришны? Поэтому Махапрабху запрещал жениться.
Один брахмачари в шафрановой одежде спросил у меня: «Что мне делать с этой одеждой? Гурудев, пожалуйста, скажите мне». Что я скажу ему? Шафран означает, что он принял отрешенный образ жизни. Когда принят такой образ жизни, я не могу сказать: «Брось это». Это невозможно, поскольку Махапрабху и Прабхупада Сарасвати Тхакур не желали, чтобы брахмачари возвращались к семейной жизни. Они не хотели этого.
Мы терпим многое. Мы советуем всем, кто к нам приходит, не делать того или этого. И мы заботимся о них. Мы не можем сказать: «Отправляйся в ад». Сказать такое, на мой взгляд, было бы ужасно. Я наблюдаю, как они [уже] идут в ад. Как я могу им такое сказать?
Как бы то ни было, Махапрабху показал нам характеры Шри Рупы, Санатаны, Рагхунатха Даса, Рагхунатха Бхатты [Госвами] и других великих преданных. У них мы можем научиться, как вести отрешенный образ жизни в соответствии с высшим пониманием сознания Кришны. Необходимо обсуждать эту тему снова и снова. Однако сейчас я не совсем здоров, поэтому позвольте мне закончить на этом.
Искать только Шри Кришну, а не денег, женщин или славы — таково было учение Гуру Махараджа. Искать Шри Кришну — таков совет всем. Гуру Махарадж очень расстраивался, когда кто-то приходил в Шри Чайтанья Сарасват Матх ради чего-то другого. Он спрашивал: «Он пришел сюда искать Шри Кришну или что-то другое?» Таково было его настроение.
Я должен сказать это всем преданным: просто пытайтесь избегать всего [нежелательного и материального]. Отдайте свой ум сознанию Кришны. Пытайтесь повторять Харе Кришна маха-мантру. Пытайтесь служить вайшнавам, служить Гуру и относиться к другим с добротой. Не ссорьтесь друг с другом. Таков мой совет. Я пытаюсь следовать этому и это же я советую моим друзьям и их семьям.
Харе Кришна!
[1] Джӣве дайа̄ на̄ме ручи ваиш̣н̣ава севана / иха чха̄ра дхарма на̄хи ш́уна сана̄тана — «Послушай, Санатана! Доброжелательное отношение ко всем живым существам, вкус к святому имени и служение вайшнавам — помимо этого нет иной религии».