Прославление деяний Кришны
Прославление деяний Кришны
Шрила Бхакти Сундар Говинда ДевГосвами Махарадж
(13 августа 2003 года, Лахта, СанктПетербург)
Здесь, в материальном мире, время никого не ждет. Я сегодня проснулся в три утра и думал, что у меня до пяти часов есть уйма времени, и так, слово за слово, оказалось уже полшестого. Но все к лучшему. Там, в моей комнате, негде развернуться, а здесь, в этом большом зале, я могу общаться с преданными. И для меня удивительно, что преданные в России и в других странах с таким рвением относятся к духовной жизни и обретают духовное благо. Когда преданные живут раздельно, как это происходит во многих странах, где не так много преданных, они вынуждены жить, так сказать, по своим квартирам, это не придает им большого духовного воодушевления. Но здесь, в России, преданных очень много, они имеют возможность общаться друг с другом, и они обязаны пользоваться этой возможностью — быть все время рядом и поддерживать друг друга в трудную минуту.
#00:03:16#
Все писания мира говорят о том, что мы должны быть ближе с Богом. И в нашей традиции Кришна говорит, что Он хочет видеть нас рядом с Собой. И если мы прислушаемся к своей душе, то почувствуем, что мы тоже хотим быть рядом с Ним.
#00:03:45#
на̄хам̇ тиш́тха̣ ̄ми ваикунт̣ хе̣
йогина̄м хрдайе на ча ̣
мадбхакта̄х йатра га ̣ ̄йанти
татра тиштха̣ ̄ми на̄рада[1]
Кришна говорит Нараде в Пуранах: «Послушай, Нарада, Я не живу в сознании йогов, Я не живу на страницах священных книг, Я не живу даже в духовном мире на Вайкунтхе. Я живу там, где преданные разговаривают обо Мне и обсуждают между собой Мои качества». У Кришны есть много воплощений, так Он выбирает Себе способ жить везде. Кришна живет бок о бок с каждой душой в Своем облике Сверхдуши, Параматмы. Это называется «частичное проявление Кришны». Но там, где преданные разговаривают о Нем, обсуждают Его деяния, Его качества, там Кришна присутствует не частично, а в полной мере, Сам Кришна.
#00:06:16#
Поэтому в писаниях говорится, что не только мы ждем встречи с Кришной, но и Кришна ждет встречи с нами, когда мы начинаем беседовать о Нем. Мы не можем всего видеть глазами, материальными чувствами. Например, если мы возьмем капельку крови, мы не видим, что там присутствуют миллионымиллионы кровяных тел. Даже в воздухе, который на первый взгляд прозрачный и в нем ничего нет, присутствует огромное количество живых существ, огромное количество химических элементов. Мы можем почувствовать присутствие чегото, но это чувство приходит лишь благодаря знанию. Мы не можем воспринять это чувствами, а только с помощью знания. Существуют, как вы знаете, две сферы бытия: это сфера предметов и внутренняя сфера. Сферу предметов мы можем чувствовать с помощью восприятия, а внутренний мир мы не можем почувствовать своими чувствами, только с помощью откровения. Лишь если нам удастся сознанием проникнуть во внутренний, трансцендентный мир, мы сможем увидеть его формы и образы.
#00:08:48#
Если это знание, которое нам дается свыше, мы принимаем с открытым сердцем, то мы сможем ощутить присутствие запредельного, трансцендентного мира. Тот мир — не плод воображения, не мифологическая выдумка, он реально существует, он даже более реален, чем тот мир, который нас окружает снаружи. И писания говорят: тому, кто хочет проникнуть, познать мир сознания, это обязательно удастся. Кришна настолько милостив, что Он позволяет нам попасть к Нему, прийти в Его обитель, лишь обсуждая Его. Лишь обсуждая Его качества и игры, мы можем попасть к Нему, Он дает нам такую счастливую возможность. Если у нас есть шраддха (вера) в то, что существует запредельный мир сознания, то мы обязательно сможем проникнуть в него.
#00:11:24#
И важно не просто в это верить, а верить через определенный канал, то есть важно, какой канал веры мы выбираем. В священных писаниях говорится, что самый надежный канал возвращения в духовный мир — это воспевание Святого Имени. Но даже майявади, которые ни во что не верят, все равно повторяют свою мантру: «Ом, Ом». Когда я впервые приехал с группой проповедников в Дели, я увидел одного очень важного садху-майявади, который ходил по комнате и повторял: «Со хам, сохам, сохам (я есть это, я есть то)». Хотя майявади не признают ничего реально существующего, тем не менее они повторяют какие-то реально существующие мантры. Мусульмане повторяю Святое Имя Аллаха, христиане повторяют Святое Имя Бога... Таким образом, все духовные практики, все вероучения, религии указывают на этот очень важный канал — звуковая вибрация, воспевание Имени.
#00:14:18#
В Пуранах и в других священных книгах, относящихся к Ведам, говорится, что в зависимости от того, какое Имя Бога вы воспеваете, в ту область духовного бытия вы и попадаете, то есть каждое Имя является своеобразным ключом в ту или иную дверь в духовном мире.
#00:14:45#
кр̣те йад дхйа̄йато виш̣нум̣
трета̄йа̄м̇ йаджато макхаих̣
два̄паре паричарйа̄йа̄м̇
калау тад дхарикӣртана̄т [2]
В «ШримадБхагаватам» говорится, что время в материальном мире делится на четыре сезона — это Сать-яюга, Трета, Двапара и Кали. И каждый сезон создает своеобразную для него, присущую только ему духовную атмосферу. В каждый сезон дается определенный путь, как проникнуть в духовный мир. Если в Сать-яюгу достаточно медитировать, в Трета-югу — совершать жертвоприношения, а в Двапара-югу — поклоняться в храме, то говорится, что в Калиюгу атмосфера настолько загрязнена, то есть та грязь, которая витает в атмосфере, настолько плотна, что мы полностью пребываем в иллюзии, поэтому нам, как слепым, разрешается «идти на звук». Мы можем идти на слух, следуя за садху, как за своим поводырем, или за священными писаниями. Говорится, что существует два ориентира: это садху (святые) и священные писания.
#00:18:39#
харер на̄ма харер на̄ма харер на̄маива кевалам
калау на̄стй эва на̄стй эва на̄стй эва гатир анйатха [3]
Когда Господь нас зовет, этот зов здесь, в этом мире, превращается в Веды, и Господь добавляет в этих самых Ведах: «Тем, кому не посчастливилось родиться в другие эпохи, кто родился в Калиюгу, Я позволяю прийти ко Мне „на слух“. И нет другого пути, нет другого пути, нет другого пути, кроме воспевания Моего Имени».
#00:19:35#
кам̇ йасйа вāчи смаран̇апатхагатам̇ ш́ротрамӯлам̇ гатам̇ вā нāмаи
ш́уддхам̇ вāш́уддхаварнам̣ ̇ вйавахитарахитам̇ тāрaйатй эва сатйам...[4]
Говорится: кто воспевает Святое Имя Господа своим сердцем, тот в своем сердце встретится с Господом Кришной. Говорится, что в Кали-югу тот, кто желает хоть немножечко духовно расти, должен произносить святые имена Бога.
#00:21:29#
Есть очень много способов, как избавиться от иллюзии этого мира, но воспевание Святого Имени отличается от этих способов тем, что это не просто способ избавления от иллюзии, но это еще и форма служения Всевышнему. Воспевание или прославление Господа — это один из видов служения Ему в Его духовной обители. Когда мы говорим о Кришне, когда мы проповедуем, тем самым фактически мы воспеваем Его Имя, то есть мы Его прославляем, и это есть наша религия — прославление Господа.
Переводчик: Шрипад Б. Ч. Бхарати Махарадж
Транскрипцию выполнила: Ювати Деви Даси
Редактор: Динанатх Дас
[1] «На самом деле, дорогой Нарада, Я живу не на Вайкунтхе и не в сердцах йогов, а там, где Мои чистые преданные поют Мое Святое Имя и слушают повествования о Моем образе, играх и качествах» («Падмапурана», Уттаракханда, 92.21,22).
[2] «Все то, что в Сатьяюгу люди обретали, медитируя на Вишну, в Третаюгу — проводя жертвоприношения, а в Двапараюгу — служа лотосоподобным стопам Господа, можно обрести и в Калиюгу, если просто петь махамантру Харе Кришна» («ШримадБхагаватам», 12.3.52; «Шри Чайтанья чаритамрита», Мадхьялила, 20.345).
[3] «Только Имя Хари, Имя Хари, Имя Хари. Воистину в эпоху Кали нет, нет, нет иного пути» («Брихан Нарадияпурана» (38.126), «Шри Чайтаньячаритамрита» (Адилила, 7.76; 17.21; Мадхьялила, 6.242)).
[4] Нāмаӣкам̇ йасйа вāчи смаран̇а-патха- гатам̇ ш́ротра-мӯлам̇ гатам̇ вā, ш́уддхам̇ вāш́уддха-варн̣ам̇ вйавахита-рахитам̇ тāрaйатй эва сатйам / тач чед деха-дравин̣а- джанатā-лобха-пāш̣ан̣д̣а-мадхйе, никш̣иптaм̇ сйāн на пхала-джанакам̇ ш́ӣгхрам эвāтра випра —— «Если преданный хоть единожды произнесет Святое Имя Господа, или если Оно пронзит его ум или войдет в его уши, которые являются каналом звукового восприятия, то это Святое Имя несомненно освободит его от пут материального мира, будь Оно произнесено верно или же нет, с ошибками или без таковых. О брахман, могущество Святого Имени неописуемо велико. Но если же человек пользуется Святым Именем для удовлетворения мирских потребностей, ради стяжания славы и обретения последователей или же под воздействием жадности или атеизма, — иными словами, если он произносит Имя с оскорблениями, — такое произнесение Имени не даст желаемых плодов в скором времени. Поэтому следует тщательно избегать оскорблений Святого Имени Господа» («Падма пуруна»; «Хари-бхакти-виласа», 11.289; «Шри Чайтанья чаритамрита», Антья лила, 3.60).