Слава Шри Лалиты Деви
Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж
Шрила Гурудев объясняет положение самой дорогой преданной Шри Рупы и Шри Радхи.
Сегодня — Шри Лалита-саптами. Этот день — объект величайшего поклонения и источник милости для обусловленных душ, поскольку лишь милость Лалиты Деви способна подарить им служение Радхарани и Кришне, Божественной Чете. Мы знаем положение Лалиты Деви благодаря Шриле Рупе Госвами Прабху и другим Госвами. Она высочайшая служанка, и ее служение обладает большей ценностью, нежели служение Кришне, совершаемое Радхарани. Она очень строга, когда речь идет о служении Радхе и Кришне. Она не в силах терпеть даже малейшие изъяны, но также она очень милостива к искренним искателям, младшим практикующим.
Все восемь главных сакхи Радхи и Кришны принимают руководство Лалиты Деви. Нам сложно представить, чтобы слуга мог заявить своему господину: «Сядь. Не мешай мне служить», однако Лалита Деви, и лишь она одна, обладает правом так говорить. Шрила Рупа Госвами написал поэму в честь Лалиты Деви.
ра̄дха̄-мукунда-пада-самбхава-гхарма-бинду-
нирман̃чанопакаран̣ӣ-кр̣та-деха-лакш̣а̄м
уттун̇га-саухр̣да-виш́еш̣а-ваш́а̄т прагалбдха̄м̇
девӣм̇ гун̣аих̣ сулалита̄м̇ лалита̄м̇ нама̄ми [1]
Гун̣аих̣ сулалита̄м̇: она обладает всеми сладостными качествами, а ее служение не знает себе равных. Она очень милостива к каждому, но знает, как служить, лучше, чем кто-либо. Ра̄дха̄-мукунда-пада-самбхава-гхарма-бинду-нирман̃чанопакаран̣ӣ-кр̣та-деха-лакш̣а̄м: если она замечает какие-либо затруднения или разлады в служении, предлагаемом Радхе и Говинде, она впадает в ярость и желает иметь тысячи тел, чтобы устранить источник дискомфорта Радхи и Говинды.
Естественным образом, в ходе игры Радхарани и Кришны, пот выступает на Их лотосоподобных стопах, и Они временами испытывают усталость. Дабы устранить этот пот, Лалита Деви желает иметь тысячи и тысячи тел.
Уттун̇га-саухр̣да-виш́еш̣а-ваш́а̄т прагалбдха̄м̇: порой она отчитывает Радхарани, а иногда укоряет Шри Кришну. Но она неизменно делает это ради Их удовлетворения, служения Им, Их счастья, Их радости. У нее нет иных намерений.
Существуют многочисленные группы сакхи. Лалита, Вишакха, Читра, Чампакалата, Тунгавидья, Индулекха, Судеви и Ранга Деви суть главные сакхи, и у каждой из них есть группы сакхи, но Лалита Деви возглавляет их всех.
Стремясь служить Кришне, Радхарани временами демонстрирует вама-бхаву, то есть иногда Она впадает в гнев или категорически протестует, имея с Ним дело. Порой у других Ее позиция вызывает отторжение, но Лалита Деви всегда стремится гармонизировать ситуацию, и, если необходимо, она «распекает» Радхарани или Шри Кришну. Ее положение, природа и настроение таковы. Мы знаем, что в сфере математических вычислений сто процентов — максимальный показатель, но жертвенность и преданность Лалиты Деви равна двумстам процентам.
В конечном счете, по указанию Лалиты Деви Рупа Госвами Прабху совершает служение Радхе и Кришне на Радха-кунде, Шьяма-кунде, в Раса-стхали и повсюду. Рупа Госвами Прабху — очень близкий слуга Лалиты Деви, но он гораздо ее младше. Шри Рупа очень, очень дорога Лалите Деви, и она не знает никого другого, кроме Лалиты Деви. Она не совершает никакого служения Радхарани без одобрения и согласия Лалиты Деви. Можно понять степень и природу ее верности благодаря песне Нароттама Тхакура:
ш́рӣ-рӯпа-ман̃джарӣ-пада, сеи мора сампада,
сеи мора бхаджана-пӯджана…[2]
Это главная, самая почитаемая песня гаудия-вайшнава-сампрадаи, и она очень дорога преданным, поскольку каждый преданный стремится служить Лалите Деви под руководством Рупы Госвами и видеть ее своей руководительницей в их служении Радхарани. Наш Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур неизменно следует пути Рупы Госвами. Исполнение желаний и удовлетворение Рупы Госвами — наши ориентиры в деле выполнения исключительного служения Радхе и Кришне, совершаемого с полного одобрения Лалиты Деви. Такова наша линия.
Шрила Дас Госвами испытывал крайнюю привязанность к Лалите Деви и Рупе Госвами. Он написал множество стихов, их восхваляющих. Однажды слуга Шрилы Даса Госвами проходил через Сакхи-стхали, деревню Чандравали, соперницы Радхарани. Там он выпросил некоторое количество сливок, завернутых в очень большой лист. Когда он вручил эти сливки Дасу Госвами, который на заключительном этапе своей жизни питался только ими, последний спросил у него: «Где ты взял этот контейнер из гигантского листка?» Слуга был простодушным вайшнавом и ответил: «Я шел по Сакхи-стхали, там я увидел этот лист и завернул в него немного сливок». «Что? Ты вручил мне лист из Сакхи-стхали?!» И Дас Госвами швырнул лист на землю! Благодаря этой игре мы можем понять, насколько он предан линии Лалиты Деви и Рупы Госвами.
сакхӣ-стхалӣ на̄хи хери найане
декхиле ш́аибйа̄ке пад̣айе мане [3]
йе йе пратикӯла чандра̄ра сакхӣ
пра̄н̣е дух̣кха па̄и та̄ха̄ре декхи’ [4]
Такова уникальная песня Шрилы Бхактивинода Тхакура о Шри Рупе Госвами, Радхарани и линии Лалиты Деви.
Каждый день устраивается все необходимое для наслаждения Радхи и Говинды. В разных местах в лесу, среди цветущих деревьев, подготавливаются кунджа-лилы Радхи и Говинды. Лалита Деви отдает все необходимые распоряжения, а также сообщает Кришне о месте праздничных встреч. Затем Кришна направляется туда, чтобы встретить Радхарани. Таким образом Лалита Деви заботится обо всем — о подготовке этих событий, об их течении и о том, что за ними следует. В ее сознании постоянно служение Радхе и Говинде.
Сегодня — день явления Лалиты Деви. Мы знаем, что Лалита Деви родилась в Учча Гао, возле Вришабханупура, в Варшане. Лалита Деви несколько старше Радхарани. Я думаю, что она появилась на свет за год и один день до того, как родилась Радхарани.
Высшая форма служения Кришне есть отношения тайных возлюбленных. Любовь, нежность, красота, очарование и так далее — все присутствует в служении Кришне, но отношения тайных возлюбленных, любовь такого рода доставляет Кришне наибольшее наслаждение. По этой причине Радхарани демонстрирует наличие у Нее мужа, Абхиманью Гхоша. Лалита Деви и другие также имеют мужей. Если бы мужей не было, то отношения тайных возлюбленных не существовали бы в трансцендентной обители Господа Кришны.
У нас нет качеств, позволяющих рассуждать о том служении, которое Радхарани и сакхи предлагают Кришне, или о том, как они его совершают, но вайшнавы отчасти рассказали об этом явлении в священных писаниях. Вайшнавская литература содержит многочисленные поэмы, посвященные этому явлению, и поэты отдали дань величайшего уважения Лалите Деви.
чан̣д̣ӣда̄са, видйа̄пати, ра̄йера на̄т̣ака-гӣти,
карн̣а̄мр̣та, ш́рӣ-гӣта-говинда
сварӯпа-ра̄ма̄нанда-сане, маха̄прабху ра̄три-дине,
га̄йа, ш́уне — парама а̄нанда [5]
Каждую ночь Шриман Махапрабху переживал экстаз подобной любви к Кришне. Сварупа Дамодар пел песни, написанные Чандидасом, Видьяпати, Раманандой Раем и Джаядевом Госвами. Все эти произведения порождены высочайшим пиком преданности в духе отношений тайных возлюбленных. Джаядев Госвами написал:
мегхаих̣ медурам амбарам вана-бхувах̣ ш́йа̄ма̄х̣ тама̄ла-друмаих̣
нактам бхӣрух̣ айам твам эва тат имам ра̄дхе гр̣хам пра̄пайа
иттхам нанда-нидеш́атах̣ чалитайох̣ пратй-адхва-кун̃джа-друмам
ра̄дха̄-ма̄дхавайох̣ джайанти йамуна̄-кӯле рахах̣-келайах̣ [6]
Раха-кели [сокровенные игры] Радхи и Кришны суть высочайшее выражение той любви, о которой идет речь (отношения тайных возлюбленных), но все, что необходимо для этих игр, устраивает Лалита Деви [«Их подруга»] в кругу Радхарани. В кругу Чандравали Шайбья, сакхи (подруга) Чандравали, и представительницы ее группы, действуют в своих интересах и временами «похищают» Кришну, в то время как Он идет по дороге. Кришна часто направляется в кунджу Радхарани, но Чандравали также весьма умна, и она берет Кришну за руку, в то время как Он направляется к Радхарани, и говорит: «Пойдем в мою кунджу». Кришна что-то отвечает, противясь, но Его слова невнятны. Затем Кришна идет в кунджу Чандравали, а Радхарани плачет в Своей кундже. Аналогичные и разнообразные игры Радхи и Кришны происходят во Вриндаване.
Нам столь повезло, что сегодня мы провели небольшой фестиваль. Насколько это в моих силах, я попытался прославить Лалиту Деви. Я думаю, что она не рассердится на меня, и, по милости Шрилы Гуру Махараджа, однажды мы обретем возможность служить ее божественной милости.
Джая Ом Вишнупад Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай!
[1] «Я выражаю почтение гордой и независимой Шри Лалите Деви, украшенной множеством очаровательных, несравненных достоинств (сулалита̄м̇). Она в совершенстве владеет всеми видами искусств (лалита̄м̇), и потому ее служение всегда спонтанно. Она смахивает блестящие капельки пота с лотосоподобных стоп Шри Шри Радхи и Кришны, когда Они встречаются наедине в рощах, и все время поглощена самой возвышенной саухр̣да-ра̄сой: она всю себя отдает тому, чтобы исполнить сокровенные желания своей дорогой подруги Шримати Радхики» (Шрила Рупа Госвами. «Лалита-аштака», 1).
[2] Прартхана, 16.1.
[3] «Я никогда не взгляну в сторону Сакхи-стхали. Если я вижу его, я вспоминаю Шайбью» («Шаранагати», 28.3).
[4] «Я испытываю боль в сердце всякий раз, когда вижу любую из подруг Чандравали, несущих угрозу» («Шаранагати», 28.4).
[5] «Также Шри Чайтанья Махапрабху читал книги, пел песни Чандидаса и Видьяпати, а также слушал отрывки из „Джаганнатха-валлабха-натаки“, „Кришна-карнамриты“ и „Гита-Говинды“. Так, в обществе Сварупы Дамодара и Рамананды Рая, Он днем и ночью с огромным удовольствием пел и слушал об играх Кришны» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 2.77).
[6] «„Радха, небо затянуто тучами. Из-за деревьев тамал лес погрузился во тьму. Ему страшно ночью. Так верни Его домой“. Следуя подобному совету Своей подруги, Радха и Мадхава оставили позади все кусты и деревья на Своем пути. Их сокровенные игры на берегу Ямуны абсолютно триумфальны» («Шри Гита-Говинда», 1.1).