Стремление

Стремление

(Оригинал: http://www.gaudiyadarshan.com/posts/hankering/)

https://harekrishna.ru/2016/06/21888-stremlenie.html#main

Фрагмент неформальной беседы, состоявшейся 8 августа 1989 года

После ухода Гуру Махараджа определенно стоило ожидать трудностей, что мы и видим сейчас. Когда Гуру Махарадж присутствовал в этом мире, нам не было необходимости следовать пути видхи-марги. Но теперь иногда это необходимо.

Вопрос: Я всегда представлял, что, практикуя садхана-бхакти, преданный достигает спонтанного уровня, раги. Но здесь, в Шри Чайтанья Сарасват Матхе, я слышал, что с самого начала наш путь — это рага-марга.

Шрила Говинда Махарадж: Да, с самого начала. Существуют два пути, марги: путь рага, и путь видхи. Мы бхакты рага-нуга линии, последователи Рупы Госвами. Рупануга-сампрадая. Но я и Гуру Махарадж говорим о том, что мы стремимся строго придерживаться видхи-марги.

Однако в рага-марге также всегда присутствует доля видхи. Я не могу сказать своему отцу: «Ты мне как зять». Отец — это отец, и ему я должен выказывать почтение как к отцу, не такое, какое выказывают зятю. Это также видхи. Видхи-марга и рага-марга отличаются, в этом нет сомнений, но сперва важно понять, чем является рага-марга. Рага-марга подразумевает страстное желание, непреодолимое желание совершать служение. И преданный рага-марги с нетерпением ожидает этой возможности. Где это уместно, такой преданный придерживается стандартов видхи, но его влечет непреодолимое желание служить Кришне. При этом иногда он может обходить правила видхи.

Понимаете? Это и есть рага-марга. Не каждый раз преданный уровня рага-марги переступает через видхи, напротив, он пытается следовать пути видхи.

Один-единственный путь ведет на Вайкунтху, и это — дух служения. Только благодаря служению мы можем достичь Вайкунтха-локи, а еще выше находится Голока. Это мир служения Кришне и ничего кроме этого. Можно привести такой пример. Преданный рага-марги жаждет служения, поэтому он не станет покупать билет на поезд. Если поезд стоит на платформе и должен вот-вот отправиться, он не будет покупать билет, а сразу же запрыгнет в него. В поезде будет контролер, который проверит наличие билета, а значит, такому преданному грозит штраф, но его это не беспокоит, ему нужно быть в Калькутте в девять часов. Такого рода стремление называется рага-марга. Иногда он нарушает правила, и из-за этого он также может пострадать, но его это не волнует.

Его стремлению служить присуща такая интенсивность, что он может переступить через правила, невзирая на реакции, которые придут к нему. Да, иногда наступает последствие, но он не обеспокоен этим. Иногда последствие может и не наступить: по воле Кришны могут быть устранены любые препятствия, контролер в поезде может обойти его, не зайти в его купе. Зайдет ли контролер или нет, преданный не испытывает страха. Ему нужно ехать, и всё. Благодаря этому примеру можно понять его позицию. Это довольно ясный пример. Когда он нарушает видхи, его ожидают хлопоты, страдания, но сила его устремления такова, что он не придает им никакого значения: «Да, пусть я понесу неизбежное наказание».

Гопи дают пыль своих стоп Кришне1. Они отдают себе отчет в том, что совершают и что им за это будет. А какими будут последствия? Возможно, ананта нарак, вечное пребывание в аду. Кришна — Сам Всевышний, и если мы даем пыль своих стоп, то это, конечно, не видхи, последствия будут пагубными для нас. Но их это не тревожит: «Когда Кришна получит эту пыль, Он испытает облегчение. Это самое главное». Таковы понятия видхи- и рага-марги. Видхи всегда движется своим путем, но рага всегда обгоняет ее своим страстным желанием совершать служение.

Важно, чтобы преданный был полностью удовлетворен своим служением. А иначе он будет испытывать страдания. Если его стремление не полностью покоряет его сердце, то он будет страдать, переступая через видхи.

кр̣ш̣н̣а-бхакти- раса-бха̄вита̄ матих̣

крӣйата̄м̇ йади куто ’пи лабхйате

татра лаулйам апи мӯлйам экалам̇

джанма-кот̣и- сукр̣таир на лабхйате 2

Это рага-марга Враджи. Такого рода устремление приходит не просто. Если вы в ком-то видите подобный тип сознания, нужно сотрудничать с ним, перенимать это от него ради собственного блага.

Таковы эти два пути: рага и видхи. Каждый должен стараться придерживаться видхи-марги в таком понимании.




1 Имеется в виду история о головной боли Кришны, случившаяся в Двараке. 


2 «Чистое преданное служение Кришне не может быть достигнуто даже совершением благочестивой деятельности за миллионы жизней. Его можно обрести, заплатив лишь одну цену, — горячее стремление его получить. Если это где-то есть, нужно приобрести его без промедления» («Ш́рӣ Чаитанйа-чаритāмр̣та», Мадхйа-лӣлā, 8.70).

Возврат к списку

Наши проекты