Святой день явления Адвайты Ачарьи
Святой день явления Адвайты Ачарьи
(12 февраля 2000 года, Калькутта, Индия)
В действительности, только преданный Кришны может наделить преданностью. Мы можем видеть, что это самый легкий способ обрести преданность Господу Кришне.
(охе) ваиш̣н̣ава т̣ха̄кура, дойа̄ра са̄гара
э да̄се корун̣а̄ кори
дийа̄ пада-чха̄йа̄, ш́одхо хе а̄ма̄ре
тома̄ра чаран̣а дхори
«О мой владыка, о вайшнав, океан милости! Пожалуйста, будь милостив к этому слуге. Одари меня сенью твоих святых стоп. Очисти меня, я обнимаю твои святые лотосоподобные стопы».
Благодаря словам этой песни мы можем осознать положение преданного и то, насколько преданные могущественны. Если преданный кем-либо удовлетворен, этот человек обретет высшее благо в своей жизни. Существуют две разновидности жизни: духовная и мирская. На самом деле, мирская жизнь очень коротка, однако духовная жизнь вечна. Живя в этом бренном мире, мы порабощены майей, и рождение со смертью поочередно приходят к нам. В силу нашей кармы мы страдаем из-за этого. Мы пребываем в пучине бренного существования, и эта пучина приносит нам великое множество материальных жизней, но мы не в силах соприкоснуться с духовным измерением. Когда преданный Господа Кришны или сам Кришна приходят, чтобы одарить Своей милостью обусловленные души, Они дают им некую связь и открывают доступ обусловленным душам в эту Кали-югу к Святому Имени, которое одаривает нас высшим благом наших жизней.
В этот век Кали-юги,
харер на̄ма, харер на̄ма харер на̄маива кевалам
калау на̄стй эва на̄стй эва на̄стй эва гатир анйатха̄
«В этот век Кали нет иного пути, нет иного пути, нет иного пути самореализации, кроме Святого Имени, Святого Имени, Святого Имени Господа Хари».
Сам Кришна нисходит в образе Махапрабху и дает эту концепцию обусловленным душам. «Все ваши страдания уйдут, постарайтесь обрести связь со Святым Именем Господа». Имя Господа, игры Господа — все это трансцендентно. Если вы обретете связь с трансцендентной формой Господа, вы возвыситесь над этим бренным миром и окажетесь в духовном измерении. Духовный мир всегда исполнен служения Господу. В том мире каждый служит Господу Кришне в пяти видах расы, взаимоотношений. Мы можем обнаружить там следующее: шанта, дасья, сакхья, ватсалья и мадхурья. В особенности — дасья, сакхья, ватсалья и мадхурья. Это: служение, дружба, отношение родителей, супружество и незаконная любовь к Господу. Но все это существует ради служения, ради удовлетворения Господа. В духовном мире все эти настроения развиваются, нарастая.
Когда из духовного мира Господь милостиво нисходит в этот бренный мир, Он дарует связь с этими явлениями. Кроме того, также Его спутники или преданные дают эту связь удачливым душам в материальном мире. Удача нисходит благодаря нашей жажде. Если к нам приходит некое осознание того, что эта бренная форма [физическое тело] не есть наша истинная форма, наше тело трансцендентно и мы являемся частицами трансцендентной божественной формы Господа — подобно тому, как солнечный луч является частицей солнца, — тогда иллюзорное окружение освободит нас от своих оков по милости этого знания, которое нисходит через преданного Кришны. Либо сам Кришна дает нам это знание. Это богатство мы обретаем благодаря садху, Гуру и вайшнаву.
Сердце Адвайты Ачарьи Прабху так болело, когда он видел страдания обусловленных душ, что Он не в силах был терпеть эту боль. Он — преданный Господа Кришны, и Он молился Ему: «Ты столь могущественен, пожалуйста, в этих обстоятельствах, приди и пролей Свою милость на обусловленные души». По милости Адвайты Ачарьи Прабху мы получили от Шримана Махапрабху, который неотличен от Кришны и Радхарани, всю полноту духовного богатства.
Эту концепцию нам дал Кришнадас Кавирадж в «Чайтанья-чаритамрите». В «Чайтанья Бхагавате» также утверждается, что сам Шри Кришна явился как Шриман Махапрабху. Такое представление дают нам. Все преданные Махапрабху обладали ясным пониманием этого.
Адвайта Ачарья Прабху — первый организатор и глава группы преданных Шри Чайтаньи Махапрабху. Во главе с Адвайтой Ачарьей Прабху они были столь могущественны и воспевали в то время Святое Имя Кришны. Иные боялись громко воспевать Святое Имя Кришны. Они очень боялись. В то время Навадвип был обителью мирского богатства и знания, и в нем жило великое множество специалистов в сфере материалистичного знания — знатоков Веды, Веданты и т. д. Хотя они жили в Навадвипе, в действительности, они забыли Кришну, и те, кто был очень богат, наслаждались своим богатством, но не помнили Господа Кришну и не поклонялись Ему. В то время, в целом, положение вещей было таково, что все были очень привязаны к бренному. Например, люди проводили церемонии свадеб кошек, коров и собак. Богатые люди делали все ради своего собственного наслаждения, но не уделяли время воспеванию Святого Имени или поклонению Господу Кришне. Ради своего наслаждения они следовали определенному тантрическому процессу, ели мясо и пили вино. В подобных занятиях столь многие люди проводили в Навадвипе все свое время.
Шри Адвайта Ачарья и вайшнавы были несчастны и каждый день молились Господу Кришне, поднося Ему ганга-джал и туласи, и, благодаря преданности и служению Шри Адвайты, сердце Кришны растаяло и Он явился в образе Гауранги Махапрабху и пролил Свою милость, распространяя Святое Имя, которое является образом, тождественным Кришне. Те, кто обрел милость Махапрабху, стали духовными богачами и также проповедовали сознание Кришны после Махапрабху. Мы можем видеть милость Адвайты Ачарьи Прабху как главного из тех, кто совершал поклонение.
Махапрабху родился с Харинам-санкиртаной. В тот день было затмение, чандрагран луны.
надӣйа̄-удайагири, пӯрн̣ачандра гаурахари
кр̣па̄ кари’ ха-ила удайа
па̄па-тамах̣ хаила на̄ш́а, три-джагатера улла̄са,
джагабхари’ хари-дхвани хайа
(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 13.98)
В тот день все в безумии воспевали Святое Имя Господа, и Адвайта Ачарья Прабху и Харидас Тхакур, который был Его дорогим другом, были очень удивлены. Они также танцевали и пели Имя Господа и дивились, как же подобное настроение возникло? Больше того, Харидас Тхакур сказал Адвайте Ачарье: «Я чувствую, что в этот святой час наш Господь явился где-то в Навадвипе». Адвайта Ачарья ответил: «Да, мой сон подтверждает это». Позже, через несколько лет, все они смогли понять, кто эта Личность. Он — Махапрабху Шри Чайтаньядев, Нимай Пандит, Вишвамбхар, столь многими именами наделен Его божественный образ.
Сегодня — святой день явления Адвайты Ачарьи Прабху. Он неотличен от Маха-Вишну — на это указывает Кришнадас Кавирадж Госвами. Иногда Его божественный облик неотличен от Господа Шивы. И в отношении этого также существует указание. Сам Махапрабху сказал:
«йо ’си со ’си намо ’сту те» эи мантра пад̣е
мукха-ва̄дйа кари’ прабху ха̄са̄йа а̄ча̄рйере
(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 15.11)
«Кто Ты, может быть, мне и неведомо, но Я предлагаю Тебе мои поклоны».
Вриндаван Дас Тхакур сказал: «Он — воплощение Господа Шивы. Господь Шива всегда воспевает Святое Имя Господа. Он не совершает ничего другого, только воспевает Святое Имя. Мы увидим облик Господа Шивы в настроении медитации, воспевающим Святое Имя, такой облик Господа Шивы станет доступен нашему видению». Дар Адвайты Прабху — это дар Господа Шивы. Такое чувство пришло к Вриндавану Дасу Тхакуру и он выразил его подобным образом. Наконец, если бы Адвайта Ачарья Прабху не пришел в этот мир, мы были бы не в силах представить, что могло бы быть.
Махапрабху Шри Чайтаньядев явился и пролил Свою милость, распространяя Свое божественное Имя в форме воспевания Харе Кришна маха-мантры, которое является юга-дхармой этого века Кали-юги. В другие юги существовали иные пути поклонения Господу Кришне, иным обликам Господа Кришны.
кр̣те йад дхйа̄йато виш̣н̣ум̇
трета̄йа̄м̇ йаджато макхаих̣
два̄паре паричарйа̄йа̄м̇
калау тад дхари-кӣртана̄т
(«Шримад-Бхагаватам», 12.3.52)
Но сейчас, в эту эпоху Кали-юги, ягья не может быть совершена должным образом, равно как и любая другая сева Господу не может быть совершена чистым образом, поскольку чистота отсутствует в эту эпоху. Лишь четвертая часть всей чистоты осталась, но и ее также разрушают владельцы тел демонического склада. Однако Святое Имя может появиться где угодно — такого рода могущество заключено в Имени нашего божественного Господа, милостивого Господа! Сам Господь явился, чтобы пролить Свою милость через это Имя. Эта эпоха наделена особыми благословениями Господа. В писании говорится, что люди других эпох также хотят появиться в это время, поскольку лишь благодаря этому процессу — воспеванию Святого Имени Господа — они обретут реальное и величайшее благо в своей духовной жизни.
Когда мы обретем наше истинное положение слуги Господа Кришны, обретем шанс служить Ему, тогда у нас не возникнет вопроса: «Лучшее ли это достижение?» В действительности, это лучший процесс и очень простым образом мы можем удовлетворить Господа Кришну через воспевание Святого Имени Господа.
на̄ма сан̇кӣртанам̇ йасйа
сарва-па̄па пран̣а̄ш́анам
пран̣а̄мо дух̣кха-ш́аманас
там̇ нама̄ми харим̇ парам
(«Шримад-Бхагаватам», 12.13.23)
«Святое Имя Кришны способно освободить нас ото всей нежелательной скверны, всего низменного и всех страданий. Давайте же все склонимся перед Ним».
Когда Ведавьяс завершил «Шримад-Бхагаватам», в конце он выразил эту идею: сарва-па̄па пран̣а̄ш́анам. Мы можем делать все, что угодно, но если мы воспеваем Святое Имя Господа без оскорблений, с верой и любовью, мы обязательно обретем высшее благо нашей жизни и очень легко возвысимся — словно на лифте, поднимающем нас в трансцендентный мир служения. Мы легко обретем его, если уделим немного внимания нашему собственному «я». В эту эпоху Кали-юги вы обретете высшее благо, поскольку: «Незначительное служение Господу в эту эпоху приносит нам высочайшее благо». Так написано в писаниях, и, несомненно, мы можем делать хоть что-нибудь.
Мы можем хотя бы отчасти опробовать этот метод — связь установится божественным образом, она не может быть разрушена ничем, кроме оскорбления преданного Господа.
Харе Кришна! Джай Шрила Гуру Махарадж!
Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж
переводчик: Муралишвар Дас
редактор: Традиш дас