Связь с привлекательным Кришной, что живет в сердце каждого
Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж
(12 июля 1992 года. Каракас, Венесуэла)
Каракас — очень красивый город. Я никогда не думал, что смогу приехать сюда, но хотел этого очень давно. Я думал, что если приеду сюда, то буду очень счастлив. Сейчас я получил такую возможность по милости преданных. Поистине, преданные здесь с энтузиазмом стремятся к общению со мной.
У меня множество друзей в испаноязычном мире, и мы всегда общаемся с помощью наших сердец, а не языка. На самом деле я не знаю английский, вы не владеете английским. Я не говорю по-испански. Вы не знаете бенгали. Но благодаря взаимодействию сердец мы являемся друзьями. Я думаю, такое возможно благодаря сознанию Кришны.
Кришна живет в сердце каждого. Во всех живых существах мы можем видеть присутствие Кришны. Качества Кришны привлекают души и одаривают их милостью и нектаром. Мы столь удачливы, что так или иначе связаны с сознанием Кришны. Нет сомнения, не все практикуют сознание Кришны, а те, кто практикуют, не способны делать это совершенным образом. Но Кришна и не ждет этого. Там, где Он видит [хоть] какое-то настроение преданности, Он немедленно заводит друзей. Таким образом, я думаю, все мы теперь друзья.
Сознание Кришны — это единственная подлинная религия в сердце души. Кришна-гьяна — это знание о верховной личности Бога, сознание Кришны. Из писаний — Вед, Веданты, Упанишад, данных многочисленными индийскими риши, — мы можем узнать, что Бог имеет множество воплощений, но Кришна — верховная личность Бога.
А почему Кришна является верховной личностью Бога? Это нетрудно понять. Существуют любовь, нежность, красота, очарование, все это божественно, и души нуждаются во всем этом. Не только людям, но всем существам нужна любовь, нежность, очарование, красота и вечность. Даже растениям. Ученые доказали, что если вы поете песню рядом с растениями, они лучше растут. Мы видели, как на наших полях играет радио. Чтобы сделать растения счастливыми, играет музыка, и растения дают больше плодов.
В таком случае, когда мы видим, что даже растения дают больше плодов, получая нежность, получая любовь, что же тогда говорить обо всех душах, всех существах? Все души-дживы исходят из верховного духа (берут свое начало в верховной душе). В обычных душах всегда можно видеть присутствие тех качеств, которые в полной степени проявлены в верховном духе. Прежде всего, мы обладаем волей, мы обладаем духом. Мы обладаем мышлением. Почему бы и нет, если все это есть в Верховном? И все эти качества в полной мере проявлены в верховной личности Господа, Шри Кришне.
Мы можем испытывать некоторое влечение к другим воплощениям Бога. В них проявлена некая высшая привлекательность, но в Кришне она проявлена в наивысшей степени. Если мы осознали совершенство Кришны, мы сможем понять, кто Он. Мы нуждаемся в нежности — она полностью присутствует в Кришна-сознании; нам нужна любовь — она полностью представлена в сознании Кришны. Мы испытываем потребность в очаровании, красоте, нам нужен экстаз, нектар. Все это можно видеть в играх Кришны.
Писания говорят нам о многих формах Бога, многих воплощениях Господа: Рамачандре, Нрисимхадеве, Матсье, Курме, Варахе, Нараяне, Парашураме. Но все эти воплощения не в полной мере проявляют пять божественных взаимоотношений [с индивидуальными душами], даже Нараяна.
Во всех дживах есть шестьдесят видов качеств. Это осознают риши. В Нараяне они находят те же шестьдесят видов трансцендентных качеств. Но особые четыре качества присутствуют только в Кришне. Лишь Кришна обладает всеми шестьюдесятью четырьмя трансцендентными качествами.
Эти [особые] четыре качества Кришны непостижимы для нас. Песней Своей флейты Он способен привлечь все вселенные, трансцендентные и материальные. Он проводит игры с друзьями, с отцом, с матерью, с возлюбленной, с пастушками, с любимыми, и в них есть красота, любовь, нежность — это удивительно прекрасная игра. Каждый старается служить Кришне, и это служение возвращается к каждому. И каждый счастлив там [в божественном мире]. Все это прекрасно описано в «Брахма-самхите».
В Своей божественной форме Кришна гуляет по Своей земле, привлекая всех преданных и одаривая их нектаром. Таким образом, божественные служители Кришны являют прекрасные божественные проявления [качеств], описанных в писаниях.
Итак, вы можете понять, что присутствует в форме Кришны. Мы не можем напрямую общаться с Кришной, несомненно, но всегда Кришна живет в наших сердцах сокровенным образом. В своем очищенном существе мы можем очень легко общаться с Ним. Почему мы желаем [обрести, проявить] все хорошие качества, присутствующие в нас?
Здесь мы живем, пребывая в неизвестности, занимая неопределенное положение, и не знаем, как долго мы проживем здесь и куда отправимся после смерти. В этом мире все неопределенно. Но Кришна очень милостив. Время от времени Он являет Себя в этом материальном мире различными способами, чтобы привлечь нас. По Его милости мы можем видеть в этом мире множество представителей Господа. Они приходят, дабы прославить этот трансцендентный мир, прославить трансцендентную обитель Кришны, прославить пять видов божественных взаимоотношений [с Ним]. Божественный вкус, экстаз и любовь. Это называется раса. Мы не можем адекватно передать на английском языке значения слова «раса», используя одно лишь слово, мы не можем выразить это.
Мы должны стараться обрести связь с сознанием Кришны. Мы столь удачливы, что так или иначе связаны с ним. Если мы постараемся, мы не сможем не обрести некоторое благо. Проявления Кришны — садху, Гуру, вайшнавы и воплощения [Кришны] — являют нам этот свет Паравьомы. Эта планета [Земля], равно как и эта [материальная] вселенная, не есть Паравьома, это смертный мир. Каждый день мы видим, как солнце восходит и заходит. [Но] что мы видим? Один день моей жизни прошел. Мы говорим: «А сейчас моему сыну шестнадцать. Он юн». Это значит, что прошло шестнадцать лет его жизни. Но Паравьома-дхама — это трансцендентный мир, а обитель Кришны — это Голока Вриндавана.
Итак, Кришна играет там, это описано очень подробно в писаниях, особенно в «Брахма-самхите». Есть множество описаний, по-разному описывается трансцендентная обитель Кришны, и как Он играет там, и каково наше положение в том мире, этому также есть объяснение. Благодаря писаниям, садху, Гуру и вайшнавам мы можем понять это, и это чувство, несомненно, родится в нашем сердце. Это знание явлено в сердце. Трансцендентное знание не мертво. Когда я стремлюсь к нему, хочу его, оно не может не быть явлено в сердце, если со всей искренностью я жажду этого. Оно появится в сердце по милости Кришны.
Это сознание Кришны принадлежит нам. Сознание Кришны не есть религия сего мира. Это часть целого, часть религии всех душ. Это не вайшнавизм, не брахманизм, не индуизм, не христианство, не мусульманство. Это джайва-дхарма. Бхактивинод Тхакур говорит, что это джайва-дхарма, и она интернациональна. Смысл джайва-дхармы в том, что [каждая] душа обладает желаниями, чувствами и мышлением. Душа желает, чувствует и мыслит, стремясь играть в этой божественной обители [Господа Кришны].
[Но] на самом деле мы спим, [хотя] Кришна живет в сердце каждого. Кто есть Кришна? Мы можем думать о Нем как о чем-то ограниченном, но Упанишады говорят о Кришне и Его форме, [что] это нектарный океан, и мы будем играть в этом океане [божественных игр Кришны].
В этом [божественном] мире все служат Кришне и ближнему. Кришна служит всем. Между Кришной и нами существуют взаимоотношения. Они божественны и вечны. Мы нуждаемся в них. Все души хотят этого.
[А] в этом [бренном] мире мы хотим, чтобы возлюбленный был вечно молод и никогда не покидал нас. Мы хотим вечно и счастливо жить со своими родственниками. Таково наше желание. Окружающие будут относиться ко мне с доверием, и я буду нежно обходиться с каждым. Но здесь подобное невозможно. Стремясь к этому [здесь, в этом материальном мире], мы не сможем получить желаемое.