Вайшнавы — высший объект поклонения

Вайшнавы — высший объект поклонения

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

(21 января 1990 года. Навадвипа Дхама, Индия)

https://audioveda.ru/audios/4614

https://harekrishna.ru/2024/12/vayshnavy-vysshiy-obekt-pokloneniya-govinda-mj-21-01-1990#main

 

И в этом нет никакой ценности. То есть, если он воспевает должным образом маха-мантру и как можно больше, но без оскорблений [то это хорошо]. Если мы будем совершать оскорбления, если мы совершаем оскорбления, то правильное, должное воспевание невозможно. И вы знаете оскорбления — десять типов оскорблений.

#00:00:36#

Мы напечатали книгу также, посвященную харинама-маха-мантре. Я взял из «Поиска Шри Кришны» эту главу [посвященную маха-мантре] и напечатал, опубликовал книгу для преданных. Вы можете взять несколько книг для преданных, и они должны следовать этому. Это первое.

#00:01:03#

Во-вторых, у нас есть долг, обязанности. Мы не можем жить, не выполняя обязанности, и долг таков: вся энергия Гуру-вайшнавов, там, где присутствует полнота энергии Гуру-вайшнавов, я буду вкладывать мою энергию [туда]. Основать новый храм очень легко, но поддерживать этот храм очень трудно. Таким образом.

#00:01:32#

Гуру Махарадж не хотел строить как можно больше храмов. По прошествии четырех лет я основал матх в Калькутте. Только [божество] Махапрабху я установил там. Также по прошествии десяти лет с позволения Шрилы Гуру Махараджа я основал храм Радхи-Гопинатха в Хапании. До этого я хотел установить... С большим энтузиазмом я рассказывал об этом Шриле Гуру Махараджу, но Гуру Махарадж ответил: «Сева есть сева, служение есть служение. Но необходимо прежде всего поддерживать жизнь в служении, поддерживать жизнь слуг, и если ты установишь там божества, то божества подобны детям». Также индийский закон говорит об этом. Навалак означает «ребенок». Божеству нужен опекун и ребенку [нужен опекун]. Навалак: вы знаете, что это такое? Тот, кому необходим хранитель, опекун, старший. Как это называется [по-английски]?

#00:03:13#

Таким образом, когда мы установили там божества, необходимо [стало] поддерживать севу божествам, а также служить слугам, поддерживать жизнь слуг. Так Гуру Махарадж дал мне указание: «Если ты хочешь установить храм в Хапании, то прежде всего необходимо организовать приготовление бхоги на постоянной основе». Я сделал это в Хапании, нет проблем. Если вы отправитесь туда, то вы увидите, как там прекрасно совершается сева, а также в Калькутте.

#00:04:05#

Гуру Махарадж вначале не давал указания устанавливать там божества. Вначале была только гостиница, но шесть месяцев или пять месяцев спустя Гуру Махарадж велел мне установить божества. Я ответил Гуру Махараджу, что я приобрел несколько домов там с помощью преданных Гуру Махараджа. Гуру Махарадж был очень счастлив. Я объяснил Гуру Махараджу: если я сумею сдать дом за десять тысяч рупий, то мы сумеем организовать севу божествам. Гуру Махарадж был очень счастлив и дал мне указание установить там божества.

#00:05:07#

Когда Гуру Махарадж основал здесь [в Навадвипе] этот Чайтанья Сарасват Матх, в то время только божество Чайтаньи Махапрабху присутствовало здесь. Гуру Махарадж приехал сюда с говардхан-шилой, говардхан-виграхой, и этому Говардхану поклонялись на протяжении трех-четырех лет. После этого Гуру Махарадж установил божество Махапрабху. [Тогда] не было [божеств] Радхи-Говинды. Затем я присоединился к Гуру Махараджу.

#00:05:38#

По прошествии нескольких лет после этого Гуру Махарадж, когда у меня возникла сева, когда моя сева увеличилась, возросла программа севы, и поступало все больше и больше денег, Гуру Махарадж был счастлив и сказал мне: «Если ты сумеешь установить здесь Гандхарву-Говинда-Сундара, то теперь это можно сделать. Но ты должен служить до тех пор, пока ты жив, ты должен служить этим божествам». Мы отправились в Джайпур и привезли оттуда Гандхарва-Говинда-Сундара. Многие духовные братья [Шрилы Шридхара Махарадж] пришли сюда [в Навадвипу, в Маяпур], приехали сюда и установили божества. Тогда еще [у Шри Чайтанья Сарасват Матха] не было храма здесь. Тогда Гуру Махарадж сказал: «Необходим храм», и постепенно все проявилось.

#00:07:04#

Наш образ жизни был очень скромным, бедным. Свами Махарадж сказал: «Простая жизнь и возвышенное мышление — это наш образ жизни, наш путь (буквально)». Рагхунатх Дас Госвами принимал только чашку сливок на протяжении всего дня. Рупа Госвами, Санатана Госвами питались хлебом. В один день они просили подаяние и на протяжении следующих семи дней питались этим. Так они жили. Иногда они принимали дал.

#00:08:14#

Иногда дал, сухой дал, они ели каждый день сухой дал без соли. Иногда предлагали божеству рис без соли, иногда овощи, шак, листья овощей без соли. И Мадан Мохан однажды был очень зол на Санатану Госвами. Мадан Мохан сказал: «Каждый день ты даешь Мне пищу без соли. Это плохо. Я не могу есть». Санатана Госвами ответил: «Столь многие преданные, столь многие Лакшми постоянно поклоняются Тебе. Ты получаешь в других местах богатые подношения. У Тебя нет проблем. Я подношу чуть-чуть, но Ты получаешь от Твоей матери, от многих преданных каждый день прекрасный, замечательный прасадам, замечательные, изысканные яства каждый день Ты получаешь. Какие проблемы»?

#00:09:22#

Мадан Мохан ответил: «Нет-нет, нужна соль. Чуть-чуть соли ты можешь добавлять в то, что подносишь Мне?» И Санатана Госвами ответил: «Ты хочешь накормить меня прасадом с этой солью. Я не хочу этого». Но Мадан Мохан возразил: «Если ты не хочешь, то Я сам позабочусь о пропитании». Санатана Госвами ответил: «Да, если Ты будешь способен позаботиться». «И Мне нужен храм, в котором Я буду жить», — сказал Мадан Мохан. Санатана Госвами ответил: «Я не могу построить для Тебя храм, но Ты, если хочешь, построй храм».

#00:10:22#

И однажды, эту историю вы знаете, однажды один видный, богатый человек плыл по Ямуне. Это была огромная лодка, судно оказалось на мели, и они пытались всячески сдвинуть ее с места, но лодка оставалась неподвижной. И тогда Мадан Мохан явился во сне этому богатому владельцу судна и сказал: «Здесь живет один садху. Его зовут Санатана. Он поможет тебе сдвинуть лодку». Тогда торговец обратился к Санатане Госвами и сказал: «Баба! Пожалуйста, помоги мне сдвинуть баржу, снять с мели». И Санатана Госвами отвечал: «Да, это возможно? Если я толкну эту баржу, то она поплывет?» — «Да-да, баба. Это возможно. Пойдем». Санатана Госвами коснулся его баржи, и баржа поплыла.

#00:11:49#

Этот торговец подумал: «Это великий садху, а иначе как бы он мог сотворить такое чудо?!» И он захотел совершить севу [для Санатаны Госвами], и Санатана Госвами ответил: «Нет, мне не нужна никакая сева от тебя». «Но Мадан Мохан сказал мне во сне, что ты поможешь мне построить храм для Него. Мадан Мохан живет в мешке, Он несчастен, Он хочет жить в храме. Я хочу построить храм для божества», — сказал купец. Санатана Госвами рассмеялся и сказал Мадан Мохану: «Это Твои игры. Ты хочешь жить в храме. Хорошо — как хочешь». И он сказал этому богатому человеку: «Ты можешь построить храм». И так был построен храм Мадан Мохана.

#00:13:14#

Линия Гуру Махараджа была подобной. Здесь не было здания, только соломенная хижина. В ней жил Гуру Махарадж со своим божеством, и каждый день он читал книги, писал и давал лекции преданным. Никто не знал о его качествах. Кто-то знал, и его духовные братья всегда приходили к нему, и все настаивали на том, чтобы Гуру Махарадж построил здание для себя, потому что множество змей и так далее, тигры и шакалы вокруг.

#00:14:08#

Я видел здесь шакалов. Здесь были джунгли, лес. И Гуру Махарадж согласился. Здесь был один человек, он дал кирпичи, кто-то дал цемент, Кришна Шаран [Прабху] и другие построили это здание. А [прежде] мы жили в соломенной хижине. Здесь была соломенная хижина.

Что там горит, Прабху, скажите мне? Там на кухне что-то горит? Ладно, я им сам скажу.

#00:15:09#

Так здесь все началось, и Гуру Махарадж дал нам указание. Я был полон энтузиазма, я очень хотел проповедовать, но не испытывал энтузиазма просить подаяние, поскольку я очень стеснялся у кого-то просить пожертвование. Но Гуру Махарадж заставлял меня, он говорил: «Ходи по деревням и пытайся собирать что-то для божеств». Так Хари Чаран [Прабху], Кришна Шаран [Прабху и я], мы ходили по деревням и проповедовали, и собирали средства. И по чуть-чуть сева росла, возрастала все больше и больше. Гуру Махарадж был счастлив. Таким образом нас обучал Гуру Махарадж.

#00:16:12#

Но я очень стеснялся просить подаяние, и я сказал Гуру Махараджу: «Махарадж! Лучше я займусь бизнесом, но этот бизнес также должен быть связан с нашей проповедью, должен быть частью нашей проповеднической жизни». «Какой бизнес?» — спросил Гуру Махарадж. Я ответил: «Я хочу организовывать паломничества, походы по Индии. Все деревенские жители в тех местах, которые мы посетим, пойдут со мной. Они будут давать деньги на расходы, мы установим, завяжем контакты с местными жителями, и они будут помогать нам». И так каждый год десять-пятнадцать тысяч рупий мы собирали.

#00:17:25#

Люди, которые ходили с нами в эти походы, туры, были счастливы видеть храмы, божества. Эти люди стали спрашивать: «Какую севу я могу совершить?» Один человек сказал: «Я хочу построить храм здесь». Кишори Мохан Дас дал двенадцать тысяч рупий на храм. Таким образом.

С того времени я был секретарем Гуру Махараджа. После этого все духовные братья приходили к Гуру Махараджу и давали деньги Гуру Махараджу, и не было проблем.

#00:18:25#

Свами Махарадж вначале пришел сюда, чтобы принять санньясу от Гуру Махараджа. Гуру Махарадж и Свами Махарадж были очень близкими друзьями. И было два дома: один дом — для Гуру Махараджа, другой дом — для него; трехэтажное здание — для Свами Махараджа и двухэтажное здание — для Гуру Махараджа. Ренту заплатил вначале Свами Махарадж также. Я провел в обществе Свами Махараджа десять лет. Гуру Махарадж также оставался в обществе Свами Махараджа. И когда Свами Махарадж захотел покинуть свой дом, то он прежде всего пришел к Гуру Махараджу и попросил санньясу.

#00:19:19#

Но Гуру Махарадж был связан узами любви с родственниками Свами Махараджа, и он ответил: «Если ты примешь сейчас санньясу от меня, то они будут несчастны, недовольны мной. Оставь дом, и по прошествии шести месяцев я дам тебе санньясу». Свами Махарадж ответил: «Нет, Махарадж! Для меня это невозможно. Я уйду из дома и приму санньясу [сейчас], и пойду во Вриндаван».

#00:19:45#

Тогда Гуру Махарадж ответил: «Если ты хочешь получить санньяса-мантрам от меня, то этот санньяса-мантрам я дал Кешаве Махараджу. Я — друг твоей семьи. Если я уведу тебя из семьи, то [твои] родственники будут очень злы на меня, а я не хочу их беспокоить. Ступай к Кешаве Махараджу и получи от него мантрам».

#00:20:16#

Предложив дандаваты [Шриле Шридхару Махараджу], Свами Махарадж отправился во Вриндаван и получил мантрам, санньяса-мантрам, от Кешавы Махараджа. Гуру Махарадж дал санньяса-мантрам Кешаве Махараджу, поэтому не было проблем. Таким образом [все произошло].

#00:20:37#

Но когда Свами Махарадж приходил сюда, он давал пранами [пожертвования] Гуру Махараджу. Все — Госвами Махарадж, Кешава Махарадж — [давали пожертвования Шриле Шридхару Махараджу]. Госвами Махарадж каждый год в день своего рождения все отдавал Гуру Махараджу, все, что у него было. На день своего рождения он приглашал Гуру Махараджа в свой Матх и поклонялся Гуру Махараджу в день своего рождения. У него было множество учеников, и подношения, которые делали Госвами Махараджу ученики, все, что он получал в этот день, он предлагал Гуру Махараджу.

#00:21:26#

Также, когда с группой Госвами Махараджа мы отправились на парикраму во Вриндаван, в то время я принял санньясу, в то время Госвами Махарадж устроил празднование дня рождения Гуру Махараджа, дня явления Гуру Махараджа. Огромный фестиваль, и там было сто восемь светильников, и этими светильниками он совершал арати Гуру Махараджу. Таким образом, все любили Гуру Махараджа.

#00:22:06#

Все любили Гуру Махараджа и давали пранами. Иногда ходили с нами [в паломничество] Джаджавар Махарадж, Госвами Махарадж, Мадхусудан Махарадж, все ходили с нами, чтобы поддерживать божества Гуру Махараджа. Один месяц Госвами Махарадж ходил с нами, другой месяц — Мадхусудан Махарадж. Они давали нам пожертвования: один месяц — Джаджавар Махарадж… Таким образом. Гуру Махарадж не ходил, но они ходили, чтобы помочь божествам Гуру Махараджа. У меня были друзья в Радха-деше и в нескольких местах. И я привозил туда великих махараджей и иногда собирал большие средства.

#00:23:10#

Большие средства приходили к Гуру Махараджу, и они также были очень счастливы, и каждый год, когда Мадхусудану Махараджу позволяло здоровье, в течение месяца он ходил, собирал пожертвования — рис, деньги — для парикрамы Гуру Махараджа, каждый год. Джаджавар Махарадж также иногда выходил [на парикрамы].

#00:23:36#

Таким образом, в Матхе все было замечательно, не было проблем, дела шли хорошо. И поскольку Гуру Махарадж питал некую веру в меня, я был администратором [при нем]. Я ничего не разрушаю, ничего не продаю, но я всегда покупаю. Я ничего не разрушаю, а только строю. Такой была моя природа, и Гуру Махарадж очень любил меня.

#00:24:07#

И когда наше движение сознания Кришны [ИСККОН] после Свами Махараджа пришло сюда [с западных стран в Индию], Гуру Махарадж всегда думал о своих божествах. Когда он давал посвящение преданным, он всегда говорил преданным… Преданный спрашивал: «Какова моя сева?» Гуру Махарадж отвечал: «Заботиться о моих божествах здесь и о слуге божеств — Говинде Махарадже». Он всегда беспокоился о своей севе божествам. Если присутствуют божества, то мы должны стараться служить непосредственно его божествам и его Матху, и таким образом мы достигнем нашей цели.

#00:25:01#

С самого начала... Я сорок два года провел в обществе Гуру Махараджа. Я всегда видел, [что] он переживает за севу божествам, о севе своего Матха. Все его ученики должны заботиться о его божествах, его Матхе, его преданных. Это наш долг. Гуру Махарадж является главой, мы — слуги Гуру Махараджа. Мы будем пытаться служить непосредственно Гуру Махараджу. Это наша цель, цель жизни. Служение — это жизнь. И где мы будем служить? Мы должны служить его божествам и его преданным. Служение преданным более велико, нежели служение божествам.

#00:25:57#

а̄ра̄дхана̄на̄м̇ сарвеш̣а̄м̇
виш̣н̣ор а̄ра̄дханам̇ парам
тасма̄т паратарам̇ деви
тадӣйа̄на̄м̇ самарчханам[1]

Однажды Парвати Деви спросила Господа Шиву — это сказано в «Падма-пуране» или в какой-то [другой] пуране, — спросила Господа Шиву: «Кто является высочайшим объектом поклонения, Прабху? Скажи мне». Господь Шива сказал, ответил:

#00:26:31#

а̄ра̄дхана̄на̄м̇ сарвеш̣а̄м̇
виш̣н̣ор а̄ра̄дханам̇ парам…

«В этом бренном мире и за его пределами, в трансцендентном мире объектом поклонения является [высшая] личность — это Вишну».

Мой английский очень плохой, очень скверный английский, я всегда подыскиваю английские слова, но вы способны понять, потому что вы знаете этот язык.

#00:27:07#

а̄ра̄дхана̄на̄м̇ сарвеш̣а̄м̇
виш̣н̣ор а̄ра̄дханам̇ парам…

Вишну является высочайшим владыкой всего сущего — майи и того, что пребывает за пределами майи, трансцендентного мира, — Вишну является высочайшим объектом поклонения. И тогда Парвати Деви подумала: «Я поклоняюсь Господу Шиве, но Шива говорит: „Единственным объектом поклонения является Вишну“». Ум Парвати был обеспокоен, и Шива видел это. Тогда Шива произнес другие слова, продолжение этой мысли:

#00:27:55#

а̄ра̄дхана̄на̄м̇ сарвеш̣а̄м̇
виш̣н̣ор а̄ра̄дханам̇ парам
тасма̄т паратарам̇ деви
тадӣйа̄на̄м̇ самарчханам

«Если ты служишь вишну-бхакте, преданному Вишну, то это высочайшая цель нашей жизни, подобное служение». И тогда Парвати рассмеялась и сказала: «Я служу Господу Шиве, а он — высочайший преданный Вишну».

#00:28:29#

Вишну-бхакта-сева выше непосредственного служения божествам. Выше служения божеству служение преданному. Мы будем пытаться совершать это служение как божеству, так и преданному, и Гуру Махарадж обязательно будет счастлив, доволен нами. И я пытаюсь идти в этом направлении.

#00:28:56#

Когда преданные приезжают, то я очень счастлив видеть преданных. Почему? Потому что служение преданным, сева преданным — высочайшее явление. Если я сумею совершить малую севу, сумею им хоть чуть-чуть помочь, то они будут счастливы. Если они будут счастливы, то я буду думать, что выполняю мой долг должным образом. Я всегда советую преданным Гуру Махараджа и другим людям: «Служите вайшнавам, служите божествам и повторяйте маха-мантру, и читайте книги — шастры».

#00:29:40#

Но смысл каждой шастры мы не способны понять. Наш Гуру Махарадж столь милостив. Он дал несколько книг нам, и этого достаточно для нас: «Прапанна-дживанамритам», Шримад Бхагавад-гита, затем «Према-дхама-дева-стотрам», «Поиск Шри Кришны, Прекрасной Реальности», «Шри Гуру и его милость», «Золотой вулкан божественной любви», «Любовный поиск пропавшего слуги». И еще больше книг у нас будет. Также «Хранитель преданности», и новые книги будут напечатаны.

#00:30:25#

Судхир Госвами написал после ухода Гуру Махараджа два-три письма. Он сказал: «Если хотите, я немедленно приеду в Навадвипу, чтобы обрести Ваш даршан и даршан самадхи Гуру Махараджа». Я ответил: «Вы обязательно приезжайте как можно быстрее, но без книг не приезжайте. Когда Вы приедете, то я хочу от Вашего Святейшества получить книги о Гуру Махарадже. Только Вы можете составить эти книги должным образом, издать, опубликовать». Он был очень счастлив, и как можно быстрее, в скором будущем он приедет. Я думаю, может быть, еще до Гаура-пурнимы с новой книгой он приедет сюда — Шрипад Бхакти Судхир Госвами Махарадж.

#00:31:21#

Мы хотим проповедовать, проповедовать Гуру Махараджа, о Гуру Махарадже, и это можно осуществить посредством книг. Это очень эффективный метод. Мы не можем всегда рассказать все, но если мы напечатаем книгу — мы берем записи, многочисленные магнитофонные записи, принципы Гуру Махараджа и его учение, — если мы напечатаем все это, издадим, опубликуем, то в форме книги у нас будет так много всего, большое богатство, и так наша проповедь будет происходить успешно.

#00:32:06#

Если я проповедую что-то вам, то я должен также сохранять эту идею в моей жизни. Если я говорю: «Не ешьте мясо», скажу вам, то прежде всего я сам должен не есть мясо, только тогда я смогу сказать вам: «Не ешьте мясо». Таким образом, проповедь — это очень хорошо. Когда я прихожу к другим людям, когда я даю им какие-то советы, то эти люди подумают: «Этот человек, который нам проповедует, он сам следует этим принципам, а иначе как бы он мог проповедовать эти принципы мне?» Таким образом, его духовная жизнь происходит, и моя духовная жизнь происходит.

#00:33:07#

Необходимо всегда служить вайшнавам, Гуру и выполнять его желания. Чего мы хотим… То, чего хочет Гуру Махарадж, — он много раз говорил об этом преданным, и это содержится в его книгах, в его беседах, в его последней воле, в его завещании, в его декларации. Нам известно многое, многое из этих источников, и у нас нет проблем. Таким образом, мы можем идти вперед.

#00:33:56#

Но вайшнава-апарадха — это очень опасное явление. Мы должны избегать [ее] всеми силами. Мы не хотим ничего говорить [дурного о вайшнавах], но мы не хотим также и слышать ничего дурного [о них]. Это дурное зовется вайшнава-апарадхой. Вайшнава-апарадха очень опасна и разрушает бхакти, разрушает нашу жизнь в преданности. Так [избегая оскорблений вайшнавов] мы будем идти вперед, и так мы исполним, осуществим наше желание.

#00:34:40#

Бхактивинод Тхакур сказал в своей бенгальской песне:

тома̄ра иччха̄йа мора иччха̄ миш́а̄ила
бхакативинода ад̄жа а̄пане бхулила[2]

«О, мой Господь! Каково Твое желание? Я буду исполнять Твои желания. У меня нет отдельных интересов, у меня нет отдельной программы, у меня нет ничего отдельного». Это сказано в «Шаранагати» Бхактивинода Тхакура. И у нас нет проблем.

#00:35:20#

Мы слышали от Гуру Махараджа многое, мы читали в книгах Гуру Махараджа многое, и мы слышали от Гуру Махараджа и его учеников многое, и у нас нет проблем. Но единственная проблема — это вайшнава-апарадха, гуру-апарадха, а также нама-апарадха. Это очень плохо для нашей духовной жизни. Мы должны стараться избегать этого. Если будет кто-то плохо говорить о каком-то вайшнаве, то мы не станем слушать эти речи.

#00:36:04#

После ухода Гуру Махараджа Кали, олицетворенное зло этого века, стало очень могущественным, и многие стали жертвами, его жертвами. Я молю Нитьянанду Прабху, Гуру Махараджа и Махапрабху: «Пожалуйста, спасите нас от влияния Кали». Я думаю, что Кали может проникнуть, атаковать меня всячески, но я знаю, что Кали не способен на это, потому что Гуру Махарадж всегда защищает этот Чайтанья Сарасват Матх и меня. Но за пределами Чайтанья Сарасват Матха есть множество мест, где Кали могущественен, и того, кто слаб, слабого человека Кали способен сделать своей жертвой.

#00:37:11#

Вы знаете, Хираньякашипу был великим асуром, но его сын был великим преданным, Прахлада Махарадж. Прахлада Махарадж был преданным высшего типа, но его сын, сын Прахлады Махараджа, был асуром. Свами Махарадж был шакти-авеша аватарой Нитьянанды Прабху, но его сын — асур.

#00:37:41#

Кто будет асуром, а кто будет преданным, нам сложно понять, поэтому мы всегда прибегаем к защите Гуру и вайшнавов, а они сохраняют нашу духовную жизнь своими благословениями. Таким образом, мы будем пытаться всегда. Кали всегда испытывает огромный энтузиазм, майя испытывает огромный энтузиазм, стремясь поработить дживу-душу. И прежде всего мы будем пытаться избегать этого.

#00:38:27#

Я вижу, многие мои лучшие друзья, я думал, что они были моими лучшими друзьями. Что они думают, я не знаю. Я считаю, что они мои лучшие друзья, но теперь я вижу, что их ментальность такова, что они стали жертвами Кали. Кали поглотил их умы. Я боюсь, я всегда молюсь Гуру Махараджу и Махапрабху: «Спасите их». Таким образом.

#00:39:00#

Когда Гуру Махарадж покинул этот мир, за несколько дней до этого, четыре или пять дней, очень мощное землетрясение случилось, и разрушилась стена здания Гуру Махараджа, и храм также был частично разрушен — очень сильное землетрясение.

#00:39:22#

Рано утром каждый день я приходил к Гуру Махараджу в три часа. В тот день также я пришел сюда в три часа, и после того, как Гуру Махарадж проснулся, он пришел в эту комнату. Я дал Гуру Махараджу еду или лекарства, и Гуру Махарадж сидел молча. Я вышел наружу, вышел из его комнаты. Это был август. Было очень жарко, август был очень жарким в том году. У Гуру Махараджа в комнате всегда работал кондиционер, но я не люблю кондиционеры.

#00:40:18#

Я приходил к Гуру Махараджу, смотрел, все ли в порядке, и выходил и садился в кресло. А в тот день мое кресло оказалось в другом месте. Я подумал: «Гаура Кришна Прабху передвинул его», но все стало звенеть. Гаура Кришна вышел из комнаты Гуру Махараджа, и я спросил: «Гаура Кришна, что случилось?» Он ответил: «Махарадж! Это землетрясение». Я посмотрел на храм, и тогда мой ум… Я был очень опечален, и я сказал Гауре Кришне: «Через несколько дней Гуру Махарадж уйдет, через неделю Гуру Махарадж уйдет. Это землетрясение показывает нам — это симптом, это указание. Нет надежды». Но что мы можем поделать? [Это] воля Гуру Махараджа и Кришны.

#00:41:22#

Мы беседовали об этом. Гуру Махарадж не хотел оставаться в этом бренном мире, и он говорил [об этом] за два года до того. Гуру Махарадж чувствовал большой дискомфорт, поскольку его здоровье было дурным. Если Гуру Махарадж здесь, то никто ничего не скажет [дурного] обо мне, об этом Матхе, поэтому я хотел, чтобы Гуру Махарадж всегда оставался, и я пытался, всегда пытался служить Гуру Махараджу. Но тогда я подумал: «Мы в опасности, но Гуру Махарадж будет счастлив. Землетрясение случилось — Гуру Махарадж не останется в этом мире». И здесь было манговое дерево. Вы видели? Это в тот самый день манговое дерево [погибло]... Двенадцатого августа в пять сорок восемь Гуру Махарадж покинул мир, в пять сорок восемь оставил тело.

#00:42:42#

В тот день в четыре утра листья опали с этого мангового дерева. Гуру Махарадж ушел, и манговое дерево тоже ушло. Таким образом многое произошло, а после, по прошествии трех дней после ухода Гуру Махараджа, вновь случилось землетрясение, и мы подумали: «В нашей сампрадае обязательно возникнут беспокойства».

#00:43:11#

И по прошествии месяца, может быть, я услышал из лондонского матха многое, разные печальные известия. В то время я никак не мог поехать в Лондон, и я не хотел ехать в Лондон [в то время]. Там возникли трудности. Я не хотел оставить севу этому матху, и я думал: «Авадхут Махарадж — мой хороший друг, и другие друзья, друзья Араньи Махараджа, если они сумеют поехать в Лондон и позаботиться [об этом матхе]…». Аранья Махарадж хотел расстаться с храмом, но в своей воле, в последнем завещании Гуру Махарадж упомянул этот храм в Лондоне, сказал: «Это — мой матх, а я — президент в этом матхе».

#00:44:16#

Он [Шрила Шридхар Махарадж] думал, что лондонский матх — это его матх. Другие матхи также связаны с его [главным] матхом, но его Гурудев [Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур] хотел послать его [Шрилу Шридхара Махараджа] [именно] в Лондон. И, помня об этом, Гуру Махарадж установил лондонский матх. Но этот матх Аранья Махарадж захотел продать, и я был очень опечален, я подумал: «Бхадри — близкий друг Араньи Махараджа. Бхадри долгое время провел с Гуру Махараджем. Он жил здесь [в Навадвипе], он сможет остановить Аранью Махараджа». И я послал Бхадри и Авадхута [Махараджа] в Лондон.

#00:45:08#

Но [за всем стоит] воля Кришны. Волю Кришны мы не в силах остановить, сдержать. Авадхут и Бхадри послали телеграмму: «Мы продали храм» и так далее. Авадхут [прежде] написал мне письмо: «Храм не следует продавать. Вам не стоит беспокоиться». Но по прошествии трех недель мы услышали о том, что тайно, тайно они продали храм. И все преданные писали мне: «Позаботьтесь об этом». Я послал Сагара Махараджа в Лондон, и с помощью Араньи, Бхадри [я пытался решить проблему]... Аранья вернулся в свою страну и не вернулся сюда. Мы хотели, чтобы Аранья Махарадж вернулся сюда, но Бхадри уехал к себе на родину, Аранья Махарадж вернулся к себе на родину.

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнила: Кундалатика Деви Даси
Редакторы: Бхуван Сундар Дас,
Сарасвати Деви Даси, Традиш Дас



[1] «Из всех видов поклонения поклонение Господу Вишну является лучшим, но еще лучше, чем поклонение Господу Вишну, — это поклонение Его преданному, т. е. вайшнаву» («Падма-пурана»; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 11.31).

[2] «Мои желания смешались с Твоими [Господь] желаниями. Сегодня Бхактивинод забыл самого себя» («Шаранагати», «Атма-ниведанатмика», 12.8).

Возврат к списку

Наши проекты