Воспевайте маха-мантру и будьте счастливы
Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж
(20 июня 2001 года, Санкт-Петербург, Россия)
https://harekrishna.ru/2010/12/7475-vospevaite-maha-mantru-i-budte-schastlivy-chast-1.html
http://harekrishna.ru/2010/12/7486-vospevaite-maha-mantru-i-budte-schastlivy-chast-2.html
Джай Ом Вишнупад Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай!
Я очень счастлив находиться здесь, в Санкт-Петербурге, в обществе сотен преданных. В действительности, до того, как я приехал сюда, я перенес легкий инсульт, но из России постоянно поступали приглашения, и я отправил сюда преданных: Шрипада Госвами Махараджа, Шрипада Гири Махараджа, Чидананду Прабху. Сейчас со мной Шрипад Тиртха Махарадж, Шрипад Ачарья Махарадж, Шрипад Шруташрава Прабху — столь многие преданные собрались здесь. Я очень доволен ими. Я ждал встречи с ними, и они также ждали меня.
Шрила Рупа Госвами милостиво дал нам средство, способствующее росту нашей преданности:
дада̄ти пратигр̣хн̣а̄ти
гухйам а̄кхйа̄ти пр̣ччхатӣ
бхун̇кте бходжайате чаива
ш̣ад̣-видхам̇ прӣти-лакш̣ан̣ам[1]
Столь долго в России длилась эпоха сна и духовной жажды, и теперь Кришна, живущий в сердцах людей, разбудил их, проливая Свою милость на эту страну. Я удивляюсь, видя, что люди здесь очень простосердечны. Каждому присуще настроение поиска, в силу чего сотни и сотни людей вдохновлены сознанием Кришны.
Сознание Кришны столь сладостно; в этом материальном мире не существует более сладостной религии. На самом деле религия одна, и это — служение Всевышнему, которое каждому даст подлинную свободу. Так сказал Махапрабху. И не только это, мы знаем наставления Махапрабху из священных писаний:
харер на̄ма харер на̄ма харер на̄маива кевалам
калау на̄стй эва на̄стй эва на̄стй эва гатир анйатха[2]
В эту эпоху, в Кали-югу, только этот процесс может связать материальный мир с трансцендентным миром. Имя Господа, слава Господа, Его игры, Его качества и божественная форма — все трансцендентно. Поэтому через воспевание божественного Имени мы можем легко обрести связь с трансцендентным миром:
харе кр̣ш̣н̣а харе кр̣ш̣н̣а кр̣ш̣н̣а кр̣ш̣н̣а харе харе
харе ра̄ма харе ра̄ма ра̄ма ра̄ма харе харе
Это мантрам. Мантрам означает «манаса трайате» [«освобождение ума»], и для этой Кали-юги это маха-мантрам, высший из всех мантрам. Это величайший мантрам. Кали-юга — эпоха ссор и лицемерия. Каждый день в этом материальном мире происходит столь много неблагоприятного, однако мы видим один хороший признак. То, что мы наблюдаем в этой стране, в России, — удивительно. В прошлом никто здесь не мог воспевать Святое Имя Господа, но сегодня мы видим, как толпы людей поют и танцуют на дорогах, ведущих в Кремль. Группа наших преданных также отправилась на автобусе в центр города, где они пели и танцевали с Махапрабху. Невозможно помыслить об этом, но я вижу, как волна трансцендентной божественной вибрации распространяется во всем мире.
Мой доктор советовал мне не покидать Индию. Меня собирались положить в больницу, но я думал: «Кто же поможет мне в больнице?» Мой Гуру Махарадж столь милостиво оказывает мне эту помощь. Моя жизнь была самой скверной, но, по милости моего Гуру Махараджа, она сложилась очень хорошо. Если мой Гуру Махарадж захочет, я буду спасен; в противном случае я не переживаю о своей жизни. Я должен осуществлять его божественное желание. Поскольку он дал мне столь много служения, я должен совершать это служение повсюду.
Гуру Махарадж хотел, чтобы наша миссия была основана в Англии. Хотя представительство нашей миссии уже появилось там, его территория очень ограничена — лишь один небольшой домик, в котором приходится размещаться нескольким сотням преданных. Для них этого места недостаточно. Если происходит собрание, многие вынуждены стоять на дороге; такая ситуация там в настоящее время. По этой причине я хочу организовать большой центр, центр практики сознания Кришны, с помощью лондонских преданных и преданных из других стран. Сейчас преданные в Лондоне полны решимости осуществить это[3].
Решив этот вопрос, по милости Шрилы Гуру Махараджа и русских преданных, сейчас я нахожусь в Санкт-Петербурге, в России. Наш виджай-виграха, Шриман Махапрабху, прибыл сюда со Шрипадом Ачарьей Махараджем и Шрипадом Тиртхой Махараджем, и сейчас преданные на трех автобусах с пышно украшенной божественной формой Шримана Махапрабху отправились проповедовать сознание Кришны. Мы должны проповедовать сознание Кришны всем сердцем и душой. Бог обладает божественной формой, и это высшая истина. Будучи Самим Бхагаваном, Он явился в Своей божественной форме. Его форма трансцендентна, и Он может явить Себя в любое время и в любом месте. Это Его качество и игра. Гуру Махарадж сказал:
атах̣ ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-на̄ма̄ди
на бхавед гра̄хйам индрийаих̣
севонмукхе хи джихва̄дау
свайам эва спхуратй адах̣
«Мирские чувства не способны постичь Святое Имя Кришны, Его форму, качества и игры. Когда обусловленная душа пробуждается в сознании Кришны и совершает служение, используя язык для воспевания Святого Имени Господа и вкушения остатков трапезы Господа, язык очищается, и человек постепенно понимает, кто, Кришна на самом деле»[4].
Преданные могут испытывать некоторую растерянность, вызванную тем обстоятельством, что, несмотря на то, что они воспевают [Святое Имя] и делают все необходимое, результат не приходит к ним. Весь мир опьянен материальной природой, но Махапрабху дал нам трансцендентное опьянение посредством мантрам. Этот мантрам — Харе Кришна маха-мантра.
Также необходимо благое общение, основанное на вопросах и ответах. Дада̄ти пратигр̣хн̣а̄ти: преданные должны задавать вопросы, а мы будем отвечать, насколько это в наших силах — так наше общение станет более интенсивным. Все будут удовлетворены. Здесь я отвечаю на вопросы с четырех часов утра до половины шестого, а затем, с восьми часов утра до 10.30 или 11.30. Вечерние программы проводятся здесь при свете дня, поскольку не темнеет. Темнота держится только два часа: с двух часов ночи до четырех часов утра, а остальные двадцать два часа длится день. Двадцать два часа в сутки преданные заняты в служении Гуру-Гауранге. Если вы увидите их деятельность, вы удивитесь, как они вдохновлены сознанием Кришны.
Эта религия — не проявление материальной энергии, но она нисходит свыше ради нашего высшего блага. Через священные книги мы получили помощь божественного руководства, тем самым обретя богатство сознания Кришны. Это личная религия каждого, религия всех живых существ, здесь нет формальных касты, вероисповедания, подхода и т. д. и т. п.
Бог один. Он — Высшая Личность. Его имя — Кришна. Иногда Он также известен как Говинда. Говинда — очень известное имя Кришны. Он дает Своим преданным удовлетворение полнотой трансцендентных качеств. Существует пять видов отношений, которые преданные могут поддерживать с Господом[5]. Они будут делать подношения Господу Кришне в соответствии с желанием своего сердца. Мы можем легко связаться с Господом в этих пяти видах расы, и не только это: Он столь милостив к преданным, что совершает некий труд. Этот труд — постоянная игра с преданными, и это Его естественный долг. Миллионы и миллиарды преданных удовлетворяют Его, а Он удовлетворяет их. Таковы взаимоотношения Господа и Его преданных.
На Голоке Вриндаване осуществляются многие виды преданного служения. Там высшую энергию можно обрести в личности Шримати Радхарани. Она устраивает все, окруженная группой Своих спутниц, сакхи и манджари: Лалитой, Вишакхой, Читрой, Чампака Латой, Тунга Видьей, Индулекхой, Судеви, Ранга Девикой. Помимо главных сакхи, существуют многочисленные манджари, возглавляемые Рупой Манджари. Там постоянно совершается служение ради удовлетворения Кришны. Связь между ними поддерживает флейта Кришны. Никто не отвечает другому, не услышав звук флейты Кришны. Один только звук флейты Кришны устраивает все необходимое сообщение. Так они удовлетворяют Господа Кришну во Вриндаван Дхаме. Ради наслаждения Господа холм Говардхан всегда проявляет разные виды игр, для чего на Говардхане существует множество кундж. Если вы прочтете «Гирирадж-Говардхана-дашакам», вы поймете, что там происходит[6].
Повсюду ради удовлетворения Кришны и Его лилы Говардхан украшают. Нам столь повезло, что по милости Гирираджа Говардхана у нас есть участок земли на Говардхане. Гирирадж проявился там. Это казалось невозможным, но стало возможным по милости преданных и Господа Кришны. Сейчас на Говардхане строится храм, и я думаю, что строительство будет завершено через год, поскольку требуется время, чтобы сделать все архитектурные и сакральные украшения.
Я дал Божеству имя Ану Гирирадж, поскольку этот Гирирадж выглядит как главный Гирирадж, живущий на Манасароваре. Я дал имя Ану Гирирадж из почтения к главному Гирираджу. Ану означает «представитель» или «копия оригинала». Фотографии идущего строительства сейчас есть в интернете стараниями Ямуны Прии Деви.
После Петербурга наша следующая программа пройдет в Москве — семь дней непрерывной проповеди восемнадцать часов в сутки. Все присутствующие здесь вайшнавы подарят свое общество преданным в Москве. Все будут удовлетворены, задавая вопросы брахмачари и санньяси. Все пройдет замечательно.
Здесь я должен упомянуть Виджая Рамана Прабху, который является нашим представителем в этом центре Санкт-Петербурга. Его характер, поистине, служит примером для каждого. Он круглые сутки занят в служении. Когда он устает, он отдыхает около часа. Он — источник нашего вдохновения здесь, и каждый с большой любовью следует его руководству.
Мы также получаем большую помощь от Муралидхара Прабху. Он всегда дает знание на русском языке. Мы проповедуем на английском языке, а он переводит на русский. Таким образом, столь многие преданные всегда заняты здесь служением. Сотни преданных собрались здесь и все они хотят быть занятыми. Это происходит здесь, в этом храме. Храм всегда полон преданных, и они всегда счастливы петь Святое Имя Господа Кришны, и, благодаря служению, каждый, от подметальщика до пуджари, испытывает огромное вдохновение. Это возможно только по милости Кришны. В противном случае, — мы лишь орудия, — как много мы сумели бы сделать, если бы Сам Кришна не проливал Свою милость?
Поскольку Кришна пришел в образе Шри Чайтаньи Махапрабху, радха-кришна-милитатану, Который есть объединенная форма Радхи и Кришны. Он — Чайтанья Махапрабху. Мы видим, что люди по всему миру знают Харе Кришна маха-мантру. Я удивился, когда прочитал комментарий Бхактивинода Тхакура: через пятнадцать лет западный мир придет в Индию в поисках места рождения Махапрабху и Его религии. В то время я думал, что пятнадцать лет, предсказанные Бхактивинодом Тхакуром, могут обратиться пятью столетиями. Но я вижу, что это чудо происходит сейчас у меня на глазах.
Шрила Свами Махарадж Прабхупада написал мне много писем. В одном письме он упомянул: «Ты не поверишь, Говинда Махарадж, как они встречают меня — розами и слезами!» Сегодня мы проповедуем в разных странах, поскольку он проложил тоннель, открыв нам дорогу.
Мы слышали, что в России была нехватка еды, но нам сложно понять, о чем идет речь, поскольку повсюду мы видим изобилие пищи. Когда они совершают подношение Божествам и преданным, я удивляюсь, видя роскошный прасадам. То, что мы слышали, оказалось неправдой, а истина такова, что преданные очень счастливы следовать своей религии. Они воспевают Харе Кришна маха-мантру, принимают маха-прасадам и повсюду танцуют со Святым Именем на устах. Что еще я могу сказать? Болезнь не может остановить меня, но что произойдет в будущем, мне неизвестно. По своей воле я не остановлюсь и по вашей милости надеюсь, что смогу приехать в Россию — в Москву, или, может быть, в Санкт-Петербург.
Харе Кришна!
переводчик: Муралишвар Дас
редактор: Традиш Дас
[1] Шесть видов общения, поддерживающих бхакти, описываются в четвертом стихе «Шри Упадешамриты»: «Приносить дары и принимать дары, поверять свои мысли и спрашивать о сокровенном, принимать прасад и угощать прасадом — таковы шесть проявлений любви, которую преданные испытывают друг к другу».
[2] «Только Имя Хари, Имя Хари, Имя Хари. Воистину в эпоху Кали нет, нет, нет иного пути» («Брихан-Нарадия-пурана», 38.126; «Шри Чайтанья-чаритамрита» (Ади-лила, 7.76; 17.21; Мадхья-лила, 6.242)).
[3] Желание Шрилы Гурудева исполнилось, в настоящее время миссией для центра в Лондоне приобретено новое здание: http://harekrishna.ru/2010/06/6458-shri-chaitanya-sarasvat-math-i-ego-nasledie.html.
[4] Это стих из «Бхакти-расамрита-синдху» (1.2.234) Шрилы Рупы Госвами. Он также приводится в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 17.136).
[5] Описывается пять основных видов отношений с Богом: шанта-раса — нейтральные отношения, дасья-раса — отношения слуги и господина, сакхья-раса — дружеские отношения, ватсалья-раса — родительские отношения, мадхурья-раса — отношения возлюбленных.
[6] Судя по всему, имеется в виду «Шри Говардхана-васа-прартхана-дашакам» Шрилы Рагхунатхи Даса Госвами — одиннадцать стихов, прославляющих холм Говардхан и проводимые там игры Шри Шри Радхи-Кришны.