Высочайший духовный дар
Высочайший духовный дар
Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж
(21 августа 2000 года, Вешняки, Москва)
…ибо Он [Махапрабху] испытывает острую, горькую разлуку с Кришной. И, видя это настроение глубочайшей разлуки с Кришной, испытываемое Радхарани, — настроение, присущее Махапрабху, — они пытаются принести Ему некое облегчение. И каким образом они приносят ему это облегчение? Что делаем мы в этом мире, когда испытываем боль разлуки с нашими любимыми или друзьями? Мы пьем вино. Для того чтобы забыть боль этой разлуки, этого страдания, иногда мы пьем вино. И Шрила Гададхар Пандит Госвами, сидя рядом с Махапрабху, чтобы принести Ему это облегчение, давал Ему «вино» кришна-катхи — повествования о Кришне.
#00:02:20#
Гуру Махарадж говорит в своем стихе, что катха «Шримад-Бхагаватам» (то, что говорится о Кришне в «Шримад-Бхагаватам») подобна вину, и Гададхар Пандит «наливал» это «вино» Махапрабху. О Гададхаре Пандите говорится, что он — воплощенная бхава Радхарани, поэтому он также лил эти горькие слезы, когда излагал повествование «Бхагаватам» Махапрабху.
#00:03:54#
Махапрабху плачет, Махапрабху теряет сознание, и Гададхар Пандит, читая «Бхагаватам», также плачет, а слезы, капающие из его глаз, смывают строки из писаний. Такое поклонение Махапрабху мы видим в природе Гададхара Пандита.
#00:04:28#
…сва-найана̄ш́рӯ-па̄йан̣аих̣ пӯджайан
госва̄ми-праваро гада̄дхара-вибхур-бхӯйа̄т мад-эка̄-гатих̣
В конце говорится: «Пусть этот Госвами Гададхар Пандит будет моим единственным прибежищем». Этот стих написал Гуру Махарадж. Он написал его для нас. Он записал эти истины в форме стиха, шлоки.
#00:05:21#
[Авадхут Махарадж задает вопрос на английском.]
#00:06:12#
Шрила Говинда Махарадж:
…карун̣айа̄ватӣрн̣ах̣ калау…
анарпита-чарӣм̇ чира̄т...
#00:06:58#
[Муралишвар Прабху переводит вопрос Авадхута Махараджа]: Почему Махапрабху пришел, чтобы дать самое ценное, что есть в бытии, столь низким живым существам как мы, падшим душам? Это чувство любви, которое Он переживал, очень сокровенно. С какой стати Бог захотел поделиться этим с очень незначительными живыми существами?
#00:07:24#
[И Гуру Махарадж (Шрила Говинда Махарадж) говорит:] Ответ: такова Его милость. Как Рупа Госвами сказал: «Такую кришна-прему, какую пришел дать Махапрабху, — это что-то неслыханное и невиданное! — никогда в прошлые эпохи ни одно из воплощений Бога не давало. Но в эту эпоху Махапрабху пришел, чтобы дать эту чистую любовь к Кришне всем и каждому, без каких-либо ограничений. В этом Его милость».
#00:08:47#
Пришествие Махапрабху и то, что Он принес эту кришна-прему, — незаурядное событие, это нечто из ряда вон выходящее. На примере вчерашней презентации в ресторане, когда был подан шестьсоткилограммовый торт: обычно такие торты не делают и не раздают их просто так, бесплатно. Но вчера, тем не менее, это случилось. Так же и пришествие Господа в этот мир.
#00:09:16#
Преданная: [на английском].
#00:09:48#
Муралишвар Прабху: Вопрос: если Махапрабху пришел в этот мир, чтобы дать кришна-прему всем и каждому, почему же до сих пор у меня нет кришна-премы?
[И Гуру Махарадж говорит:] В силу нашей неудачи, нам не везет.
#00:10:10#
Госвами Махарадж:
ван̃чхито ’сми ван̃чхито ’сми, ван̃чхито ’сми на сам̇ш́айах̣…
Шрила Говинда Махарадж:
…виш́вам̇ гаура-расе магнам̇, спарш́о ’пи мама на̄бхават
#00:11:06#
Сатья Сундар Прабху: [реплика на английском].
#00:10:57#
Вопрос: Как обрести удачливость? Как сделать так, чтобы нам повезло в высшем смысле?
Шрила Говинда Махарадж: Эта удача приходит к нам благодаря вайшнавам, благодаря Гуру, благодаря садху.
#00:13:29#
Вопрос: Как обрести эту удачу: должны ли мы сознательно прилагать некие усилия, и в каком направлении прилагать их? Или же мы можем делать все что угодно и, тем не менее, быть удачливыми?
#00:13:45#
Шрила Говинда Махарадж: Трудно сказать однозначно, поскольку мы видели в истории примеры того, как многие люди общались с великими вайшнавами, но далеко не все обрели эту удачу, даже непосредственно общаясь с ними. Шрила Шридхар Махарадж приводил в пример насекомое, которое может жить в волосах садху, но это не означает, что насекомое имеет садху-сангу, что оно общается с этим садху в истинном смысле этого слова. Физическая близость к садху может значить что-то, а может и не значить ничего.
[реплики на английском]
#00:14:32#
Я не хочу оставлять общество преданных. Я очень люблю вопросы. Вопросы должны быть. Вы не думайте, что вы просто тратите мое время зря.
#00:15:21#
Вопрос: Кришна-према, чистая любовь к Кришне, и сознание Кришны — суть одно и то же или есть разница?
#00:15:31#
Шрила Говинда Махарадж: Стандарт один и тот же, но природа, характеристики разные.
Вопрос: В чем различие?
#00:15:52#
Шрила Говинда Махарадж: Различие в том, что тот, кто обрел кришна-прему, тот опьянен служением Кришне. А тот, кто приходит в сознание Кришны, тот начинает жить жизнью преданности, следуя многим путям и методам.
#00:16:26#
ш́раван̣ам̇ кӣртанам̇ виш̣н̣ох̣ смаран̣ам̇ па̄да-севанам
арчанам̇ ванданам̇ да̄сйам̇ сакхйам а̄тма-ниведанам
И так далее, и так далее. Но кришна-према означает, что человек обладает любовью, а любовь неотъемлемо связана с экстазом, любовь невозможна без экстаза. Тот, кто обладает любовью к Кришне и переживает экстаз служения Кришне, тот занят этим служением всегда, вечно, двадцать четыре часа в сутки.
#00:17:27#
Преданный: Вы сказали, что от общения с садху человек может что-то получить, а может и ничего не получить. Тогда может не всем имеет смысл даже общаться. То есть есть категория людей, которые [неразборчиво из за смеха преданных]…
Авадхут Махарадж: Фейсконтроль, да?
#00:18:15#
Шрила Говинда Махарадж: Только в том случае, если есть предание себя садху, служение садху, тогда плоды садху-санги могут прийти к нам. Это подлинная садху-санга. На этом все?
#00:18:37#
Преданный: Махарадж, вопрос такой: мы знаем, что Чайтанья Махапрабху дает нам прему, то есть беспричинную любовь к Кришне. Да? И мы знаем, что если возникает вайшнава-апарадха, то Сам Махапрабху забирает эту прему у тех, кто совершает апарадху. Как этот парадокс правильно понимать? И для чего Он [Махапрабху] это сделал?
#00:20:20#
Шрила Говинда Махарадж: Тот, кто совершает оскорбление, тот не может обрести кришна-прему. Мы знаем об эпизоде, когда мать Махапрабху, Шачидеви, как бы оскорбила Адвайту Ачарью, оскорбила в кавычках, потому что то не было подлинным оскорблением, а лишь историей для нашего назидания. Когда Шачимата оскорбила Адвайту Ачарью, она не чувствовала экстаза, опьянения кришна-премой, и лишь после того как она попросила прощения у Адвайты Ачарьи и приняла пыль с его лотосоподобных стоп на свою голову, она обрела кришна-прему, Махапрабху дал ей кришна-прему.
#00:21:12#
Для того, кто совершает оскорбления, кришна-према бесконечно далека. Совершая оскорбления, он теряет преданность и теряет Кришну.
#00:21:26#
Преданный: Гуру Махарадж, скажите, пожалуйста, почему иногда Кришна посылает преданным серьезные испытания, и почему царица Кунти Деви молится Кришне о том, чтобы Он послал ей новые испытания?
#00:22:49#
Шрила Говинда Махарадж: Потому что Кунти Деви и другие подобные ей преданные обладают глубокой любовью к Кришне. Когда Кунти Деви и ее семье приходилось сталкиваться с трудностями, испытаниями, Кришна был всегда с ними, но затем Кришна оказался в Двараке, Он был далеко. Она хотела Его возвращения, даже ценой трудностей и страданий она хотела только быть с Кришной, и это говорит о природе ее преданности.
Как звучит эта шлока?
#00:23:26#
Госвами Махарадж:
випадах̣ санту та̄х̣ ш́аш́ват…
#00:23:31#
Шрила Говинда Махарадж:
…татра татра джагад-гуро
бхавато дарш́анам̇ йат сйа̄д
апунар бхава-дарш́анам
випадах̣ санту та̄х̣ ш́аш́ват
татра татра джагад-гуро
бхавато дарш́анам̇ йат сйа̄д
апунар бхава-дарш́анам
Джай Ом Вишнупад Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай!
Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнила: Малика Деви Даси
Редакторы: Динанатх Дас, Традиш Дас